Какой банкомат лучше купить?
В России продолжает расти спрос на банкоматы, поскольку многие граждане предпочитают использовать наличность. Но с появлением на рынке различных фирм-производителей, в Интернете все чаще можно встретить обсуждения недостатков и преимуществ тех или иных банкоматов. Как найти идеальный банкомат, который будет соответствовать всем вашим потребностям и на что стоит обратить внимание при выборе?
Согласно отчету международной консалтинговой компании RBR, специализирующейся на исследованиях и автоматизации банковской деятельности, три четверти всех новых банкоматов в Европе установлены в России. Эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет, продажи банкоматов также будут расти. Увеличивается не только количество банкоматов, но и их значимость, поскольку банки могут включать их в свой уставный капитал, увеличивая тем самым свою капитализацию.
Различные издания, такие как RBC и Forbes, периодически составляют рейтинги банков по количеству банкоматов в сети, как по абсолютному значению, так и по количеству терминалов на число клиентов и банкоматов с функцией cash-in (приема денег). Эти рейтинги помогают клиентам выбрать банкомат, который будет самым удобным и выгодным для них.
Рейтинг банков по уровню развития банкоматной сети неизменно привлекает внимание экспертов и обычных потребителей финансовых услуг. Однако, как показывает история, не всегда количество установленных терминалов можно рассматривать как основной критерий эффективности банковской деятельности. Один из последних рейтингов, проведенных Forbes в апреле 2010 года, учитывал количество банкоматов на одного клиента банка с карточным счетом. Стало известно, что Сбербанк России, который считался лидером по общему количеству банкоматов на тот момент, резко упал в данном рейтинге, находясь уже на 13-м месте. Это говорило о том, что у банка были достаточно серьезные планы на увеличение числа установленных терминалов. К слову, на сегодняшний день Сбербанк России располагает более чем 45 000 банкоматами в своей сети.
Другие банки-лидеры, такие как ВТБ24 и Росбанк, также стремились увеличивать количество своих банкоматов, за счет привлечения частных клиентов. Однако, не все кредитные учреждения смогли удержаться на плаву. Так, Мастер-банк попал в «Книгу памяти» портала Банки.ру, а сеть Мосприватбанка стала объектом продажи для нескольких заинтересованных инвесторов.
По данным РБК на первое полугодие 2013 года, лидерами по количеству банкоматов, позволяющих погашать кредитную задолженность стали Сбербанк России и ВТБ24. Третье, четвертое и пятое места заняли соответственно Росбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк и Уральский банк реконструкции и развития. Банк Москвы, который ранее занимал высокие места в рейтингах, теперь находится в середине списка.
Столичный рейтинг банков агентства «РБК. Рейтинг» на 1 июля 2013 года включает как традиционных лидеров, так и «новые лица», такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк.
Некоторые банки, такие как МДМ Банк и Промсвязьбанк, объединили свои банкоматные сети, чтобы увеличить доступность терминалов для своих клиентов. Всего по данным РБК, на 2010 год в России функционировало 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а с 2011 по 2012 год рынок вырос на 16%. Сегодня эта цифра превышает 110–120 тыс. терминалов самообслуживания (в рамках крупнейших банков РФ).
Как расширение сети банкоматов влияет на уровень обслуживания и финансовое состояние банка?
Специалисты утверждают, что на один банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов. Причина кроется в том, что избыточная нагрузка на терминал приводит к частым сбоям оборудования и увеличению времени ожидания клиентов. Также указывается на необходимость своевременной инкассации.
Если банк основным доходом получает от кредитования населения, то отсутствие банкоматов с функцией cash-in и cash recycling в круглосуточном доступе может привести к задержкам при погашении кредита и созданию неверной статистики по платежеспособности клиентов. Это может быть связано с тем, что банкоматы недоступны по разным причинам.
Отмечается, что развертывание полноценной сети по всей стране может занять 4-5 лет, а киоски самообслуживания могут сократить этот период вдвое. Это может стимулировать рост клиентской базы, так как люди задумываются, как они будут получать деньги.
Исследования показывают, что инвестиции в дорогие банкоматы окупаются быстрее, так как у них ниже транзакционные издержки, а доход можно увеличить за счет комиссионных и конвертации. Кроме того, такие модели гораздо надежнее и реже выходят из строя.
Однако ключевым для прибыльности банкомата является его правильное расположение, в том числе круглосуточный доступ. Это важно для тех клиентов, у которых нет возможности посетить банкоматы в местах работы.
Сегодня на мировом рынке лидерство в производстве и продаже банкоматов принадлежит четырем международным компаниям: NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Рассмотрим каждого производителя подробнее.
Компания NCR является одним из основоположников рынка банкоматов. Их продукция славится надежностью, высокой производительностью и новейшими технологиями. Кроме того, NCR является лидером в области развития мобильных банковских технологий.
Wincor Nixdorf также является крупным игроком на рынке банкоматов. Они предлагают широкий спектр продукции, включая банкоматы, банковские терминалы и системы самообслуживания. Банкоматы Wincor Nixdorf отличаются продуманным дизайном и инновационными функциями.
Diebold Incorporated является не только производителем банкоматов, но и разработчиком комплексных программных решений для банков и других крупных организаций. Банкоматы Diebold обеспечивают удобство и быстроту обслуживания клиентов.
Наконец, компания Nautilus Hyosung, основанная в Южной Корее, предлагает широкий выбор банкоматов, начиная от базовых моделей до продвинутых устройств с функцией самообслуживания.
Таким образом, каждый из этих производителей предлагает свои преимущества, и выбор определенного банкомата зависит от конкретных потребностей и требований заказчика.
Компания NCR является одним из лидеров на рынке производства банковского оборудования. За последние два десятилетия она поставила больше оборудования, чем ее конкуренты. Компания начала свою деятельность в 1884 году в США, а в России открыла свое представительство в 1993 году. За это время на сервисное обслуживание было поставлено 30 000 терминалов.
Клиентами NCR на территории постсоветского пространства стали 80 крупнейших банков, в том числе все, входящие в топ-10 рейтинга РБК. Сегодня компания производит две основные серии банкоматов - Personas (5-го поколения) и SelfServ (6-го поколения).
Немецкая компания, известная сегодня как Wincor Nixdorf, была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990-е годы компания стала частью Siemens AG и была переименована в Siemens Nixdorf Retail. Вскоре после этого она была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс» и реорганизована в самостоятельное подразделение.
Wincor Nixdorf распространяет свою продукцию по всему миру, имея филиальную сеть в более чем 110 странах. Компания провела IPO на Франкфуртской бирже в 2004 году и стала открытым акционерным обществом. Банкоматы компании, которые делятся на 4 линейки в зависимости от их функциональности (CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult), являются популярными во всем мире. На сегодняшний день, Wincor Nixdorf занимает второе место по продаже банкоматов в Европе и в мире. Компания быстро завоевала лидирующие позиции на российском рынке банковских услуг в конце 1990-х годов, а ее продукты и сейчас востребованы в России.
Американская компания Diebold Incorporated была основана в 1859 году. С 1967 года компания начала выпускать банкоматы. В 1998 году Diebold Incorporated вышла на российский рынок банкоматов. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов в России, которые были поставлены из США.
В 1991 году первым банкоматом в России стал банкомат Diebold, установленный в банке "Столичный". Первый терминал фирмы Diebold из серии Opteva был установлен в России в 2003 году. Через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С 2009 года Diebold поставляет свои банкоматы крупнейшему банку в мире — Ситибанку.
Diebold имеет представительства в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Компания поставляет в кредитные организации России и всего постсоветского пространства банкоматы, такие как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, которые представлены единым модульным рядом Opteva.
Южнокорейская компания Hyosung, существующая более пятидесяти лет, занимает одно из первых мест в мире в производстве и поставках банковского оборудования. В настоящее время она является лидером на рынке Южной Кореи и занимает четвертое место по всему миру. Такое положение компания Hyosung достигла благодаря исключительному качеству своего продукта и выделению из ее структуры самостоятельной компании Nautilus Hyosung в 1979 году. Сегодня компания ежегодно выпускает более 48 тысяч банкоматов, которые заслужили высокую оценку за инновационный дизайн, высокую функциональность и широкие возможности для модернизации.
Согласно предсказаниям экспертов, банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях в будущем:
-
Улучшение безопасности: разрабатываются новые материалы, которые защитят устройство от термо-сканеров (в случае, когда мошенники считывают ПИН-код по нагретым кнопкам). Также оборудование будет обеспечено защитой от предумышленного повреждения пазов для снятия и выдачи денег. Кроме того, банкоматы будут иметь дополнительную защиту от нежелательного воздействия на конструкцию.
-
Бесконтактные платежи: в будущем банкоматы смогут идентифицировать клиента без использования терминала при помощи смартфона с функцией NFC-сканера или других специальных устройств.
-
Мультисервисность: использование технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволит осуществлять эффективные банковские операции - от приема депозитов до обмена валюты и полный оборот денежных средств при помощи единого терминала.
-
Облачные технологии: замена аппаратной части на виртуальную машину, связанную с единственным мощным вычислительным центром, позволит реализовать возможность проведения операций без встроенного компьютера.
-
Совершенствование интерфейса: клиенты смогут настроить свой собственный интерфейс на памяти персональной банковской карты для большего удобства.
В итоге, банкомат будущего - это мультифункциональное устройство, которое "знает" своего клиента, работает быстро и имеет высокий уровень безопасности. Это устройство с безотказным программным и аппаратным обеспечением, которое удобно и эффективно выполняет все банковские операции.
Фото: freepik.com