Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление

Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление

Франшиза - это способ создания бизнеса, используя уже известный и проверенный бренд. Выбор франшизы часто рассматривается как шаг на пути к снижению рисков и обеспечению прибыльности. Одно только наличие известного бренда может привлечь лояльных потребителей уже на этапе открытия предприятия. Использование проверенной технологии и профессионального бизнес-плана дополнительно повышает шансы на успешность проекта и быстрый возврат инвестиций.

Согласно Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), количество франчайзинговых точек за 2015 год выросло на 15%, а в первом полугодии 2016 года - еще на 6%. Эксперты рынка объясняют рост отрасли высокой востребованностью франшиз некоторых брендов, а также готовностью молодых предпринимателей к работе с готовым бизнес-концептом. Однако, не стоит рассчитывать на мгновенный успех, так как при открытии франшизы также есть свои риски и трудности.

Франшиза как способ развития бизнеса

Запустить свой бизнес с нуля - это тяжелый труд, требующий много времени и энергии на составление концепции, создание брендбука, разработку бизнес-модели, формирование требований к персоналу и помещению и так далее. Более того, такой подход сопряжен с риском оказаться под завалами бумаг, утонуть в цифрах или провалиться в финансовую пропасть, особенно в период кризиса. Франшиза - это способ, позволяющий избежать многих трудностей, сопутствующих запуску бизнеса, и привнести в свою работу опыт иностранных партнеров.

В то же время, стоит отметить, что франчайзер (управляющая компания) не может полностью контролировать ваш бизнес. Его задача состоит в том, чтобы помочь вам, направляя ваш бизнес в нужном направлении, и решать ряд проблем, связанных с маркетингом, выбором помещения, дизайном торговой точки, поставками и т.д. Не все управляющие компании следуют такой демократичной политике. Но есть исключения: франшиза "Еврочехол" - это пример компании, которая смогла найти баланс между контролем и помощью франчайзи.

Неважно, насколько успешна ваша стратегия, качество управления бизнесом в местности осуществляется франчайзи, который всегда должен стремиться к улучшению работы своей точки продаж.

Выбор направления для любого бизнеса происходит примерно одинаково. Однако, если вы решили работать по франшизе, у вас больше возможностей избежать подводных камней. Ниже представлены 6 советов по выбору направления для развития малого бизнеса по франшизе.

1. Загляните в магазины франшиз. Просто посетите специализированные сайты и задумайтесь, действительно ли вы хотите изобретать велосипед или выберете готовый, работающий, отлаженный бизнес на правах франчайзи. На заметку! 56% точек фастфуда в России открыто по франчайзинговой схеме.

2. Проведите маркетинговое исследование в рамках вашего региона. Ваша задача — выявить потребности населения и наличие конкурентов, а также цены на рынке. Обратите внимание, работает ли кто-то в ваших местах по аналогичной франшизе или в схожем бизнесе. Не исключено, что одной-двух точек потенциальным потребителям недостаточно, и вы вполне можете открыть свой бизнес. Здесь вам дадут подсказку владельцы бренда. На заметку! Некоторые франчайзеры, например, компания «Еврочехол», устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что значит — вы априори не окажетесь лишним на этом празднике жизни.

3. Выделите виды бизнеса, входящие в сферу ваших личных интересов. Устойчивый тренд XXI века — заниматься тем, что нравится. В этом случае вам будет проще справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела. Не бойтесь того, что ваши увлечения никому не интересны. В списках франшиз вы наверняка уже увидели неожиданные и вдохновляющие идеи малого бизнеса. На заметку! Открыв магазин товаров, скажем, для рукоделия, можно получить от работы массу удовольствия, если вы сами любите на досуге вышивать или вязать.

4. Оцените свою компетентность. Не секрет, что в России часто открываются малые предприятия под влиянием моды: сегодня у всех рестораны, завтра — сыроварни, послезавтра — все шьют одежду или открывают интерьерные дизайн-бюро. После того как ветер подует в другую сторону, на рынке остаются только те, кто действительно интересовался тематикой своего бизнеса, был готов учиться и развиваться в выбранном направлении. Для бизнеса по франшизе это тоже справедливо. Причем, выбрав такой формат бизнеса, вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и расти, а значит, справиться с проблемами будет значительно проще.

5. Оцените свои финансовые возможности. Вам потребуется стартовый капитал, и даже в сфере малого бизнеса цена вопроса может различаться в разы. Поэтому, определив, в какой сфере вы хотите заниматься, выбирайте дело, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. Как правило, чем ниже компетентность начинающего бизнесмена в выбранной сфере, тем больше ему требуется финансовых вложений. В случае с франшизой, большинство моментов просчитаны заранее.

6. Вернитесь к списку франшиз. Сориентировавшись в ситуации, остается только выбрать два-три подходящих варианта и связаться с хозяевами бизнеса для уточнения деталей.

Считается, что только 5–6% людей обладают способностью создавать что-то новое и одновременно коммерчески успешное. Если бы это было всей правдой о бизнесе, общество потребления никогда не было бы создано. Истина состоит в том, что есть и другие достойные способы достижения коммерческих высот, один из которых — франчайзинг. Кроме того, начинающий бизнесмен, работающий по франшизе, может в результате начать свое собственное уникальное дело, набравшись опыта.

Это интересно! Ряд сетевых брендов до кризиса не применял франчайзинговые схемы вообще или только в отдельных странах. Например, McDonald's, работающий по франчайзингу во всем мире, в России до 2015 года открывал только собственные заведения. Однако совсем недавно ветер переменился: по франчайзинговой схеме сегодня работают рестораны этой мировой сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. По данным Forbes, на 2016 год российское отделение McDonald's запланировало открытие 60-ти новых ресторанов, в том числе и по франшизе.

В период экономического кризиса, согласно мнению экспертов РАФ, повышается спрос на услуги, которые помогают экономить время и уберечь кошелек, например, на онлайн-сервисы. На сегодняшний день, одной из самых распространенных франшиз в области услуг является GetTaxi, которая не только надежно перевозит пассажиров, но периодически порадует клиентов различными сюрпризами и скидками. В ресторанном бизнесе все более востребованны франшизы как "ГрильХаус" и Kill Fish Discount Bar, они организовывают различные маркетинговые акции в социальных сетях и активно расширяют свой спектр специальных предложений.

Однако, чем современнее и оригинальнее бизнес, тем выше становится порог входа в него. Например, для Kill Fish Discount Bar минимальная сумма первоначальных инвестиций составляет от 2 800 000 до 5 900 000 рублей в зависимости от региона, помещение должно быть размером не менее 100 кв. метров, в то время как точка « СТАРДОГ!S» может быть открыта на площади всего 5 кв. м при инвестициях в размере от 350 000 до 1 500 000 рублей. Также следует обратить внимание на размер вступительного взноса и момент начала взимания роялти со стороны управляющей компании. Однако некоторые компании предоставляют дополнительное время франчайзи для "осмотра" всех аспектов работы и начинают взимание роялти только через 4-5 месяцев после старта своей деятельности. Следует отметить, что некоторые франшизы, например, как франшиза компании «Еврочехол», не требуют выплаты роялти (константное отчисление) или паушальных взносов (разовых отчислений), поскольку они ориентированы исключительно на получение прибыли от реализации уникальной продукции франчайзера.

Франшизы – это отличный способ начать свой бизнес. Однако, какую франшизу выбрать? Для начала, нужно ориентироваться на рейтинги, которые составляют только те бренды, которые работают по франшизе не менее трех лет. При этом, бренды оцениваются по нескольким критериям, чтобы выбрать максимально привлекательные с инвестиционной точки зрения.

В 2016 году журнал Forbes составил список из топ-5 самых выгодных франшиз:

  1. Лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции составляют 750 000 рублей при открытии лаборатории с нуля и 150 000 рублей при открытии лаборатории действующей клиникой. Вступительный взнос – 50 000 рублей. Окупаемость – 3 месяца. Роялти – 2%.
  2. «СДЭК», экспресс-доставка грузов. Инвестиции – 350 000 рублей. Вступительный взнос – 150 000 рублей. Окупаемость – 3–6 месяцев. Роялти – 10% после 6 месяцев работы.
  3. Unibrait, оборудование и компоненты для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции – 2 000 000 рублей. Вступительный взнос – 150 000 рублей. Окупаемость – 12 месяцев. Роялти – 10% спустя 6 месяцев работы.
  4. Служба недвижимости «Миэль». Инвестиции – 1 000 000–2 500 000 рублей. Вступительный взнос – 350 000 рублей. Окупаемость – 12 месяцев. Роялти – от 18 000 рублей.
  5. Samura, продажа японских ножей. Инвестиции – 300 000 рублей. Вступительный взнос – отсутствует. Окупаемость – 3 месяца. Роялти – отсутствует.

Конечно, вы можете не найти свою франшизу в этом списке. Это возможно, если она появилась недавно и еще не заметна монстрами бизнес-аналитики или если вы не располагаете достаточными средствами, чтобы открыть в своем городе крупный бизнес под дорогим брендом. Однако, предоставленные данные могут помочь ориентироваться на другие предложения. Важно помнить, что рейтинг может быть субъективным и не исключает его ангажированность.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *