Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса
В настоящее время, чтобы обезопасить бизнес от возможных проблем, необходимо создавать продуманный финансовый план и бюджет. Руководство компании, которое не имеет четкого и полного представления о количестве доходов и расходов в настоящий момент и в будущем, рискует оказаться в крайне неблагоприятной ситуации, где может возникнуть угроза банкротства. Поэтому, финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента на любом предприятии. В этой статье мы расскажем об этих понятиях, описываем связи и различия между ними, а также дадим рекомендации относительно эффективного управления финансовым планированием.
Финансовое планирование и бюджетирование — два понятия, которые часто путаются. Но несмотря на их тесную взаимосвязь, у каждого направления имеются свои уникальные особенности.
Финансовое планирование может быть определено как стратегия, направленная на распределение текущих и ожидаемых денежных ресурсов в соответствии с потребностями компании. Главная цель финансового планирования заключается в том, чтобы рассчитывать расходы таким образом, чтобы компания могла уверенно развиваться, обеспечивать прибыль и исполнять обязательства перед государством, клиентами, кредиторами и другими сторонами. Финансовые планы включают в себя источники доходов, цели расходов, а также графики платежей и поступлений на долгосрочный период.
Расчеты, проводимые в рамках финансового планирования, базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет довольно точно планировать расходы на довольно длительный период.
Финансовое прогнозирование имеет схожую функцию с финансовым планированием, включая распределение средств в соответствии с потребностями компании. Однако в отличие от финансового планирования, при прогнозировании оперируют предполагаемыми, а не точными данными. Например, на основе анализа рынка можно сделать предположение о скором росте цен на производимый товар, но точно утверждать этого нельзя.
Бюджетирование является одним из инструментов финансового планирования и представляет собой систему управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами на короткий период. Бюджетирование помогает контролировать экономическое положение и количественные результаты работы предприятия. Формируются планы поступлений и расходов по различным направлениям бизнеса, подразделениям и проектам. Далее производится учет операций, и с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность бюджета.
Итак, финансовое планирование направлено на достижение общих целей, а бюджетирование разрабатывает практические способы их достижения. Бюджетирование также служит инструментом контроля использования ресурсов компании и управления персоналом, благодаря четкой определенности планов. Это, в свою очередь, налагает дисциплину на финансовую управление компании.
Задачи бюджетирования и прогнозирования финансовых показателей в организации направлены на поддержание баланса между денежными ресурсами и потребностями компании в них, а также на определение наиболее эффективных методов распределения средств. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач, связанных с финансовым планированием:
- выявление скрытых потенциальных резервов, которые могут улучшить финансовое положение компании (например, повышение производительности, улучшение качества продукции);
- определение направлений, которые приносят наибольшую прибыль;
- связывание денежных ресурсов с производственным планом и определение достаточности средств для реализации показателей;
- обеспечение своевременной выплаты налогов, долгов и исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами;
- определение финансовых рисков и разработка стратегии по их уменьшению;
- определение необходимости во внешнем финансировании;
- установка контроля за работой каждого подразделения и оперативное отслеживание результатов.
Бюджетирование является частью финансового планирования и решает следующие задачи:
- разработку плановых показателей на определенный период времени (как правило, на год) для каждого направления работы компании. Структура бюджета определяется особенностями конкретного бизнеса. Для разных предприятий, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), создаются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т. д.;
- обеспечение координации между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей;
- распределение ответственности. Благодаря планированию бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности. Каждый сотрудник занят своей работой, что позволяет избежать перекрытий и дублирования работ;
- контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные в течение периода, сопоставляются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли расхождения между ними. Это сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что в первую очередь следует сделать.
Варианты финансового планирования и подходы к управлению
В экономике существуют различные типы финансового планирования, которые можно классифицировать по различным основаниям. Один из самых распространенных критериев - это срок действия планов. В соответствии с этим финансовое планирование и прогнозирование на предприятии можно разделить на оперативное, текущее и стратегическое.
Кроме этого, виды планирования могут отличаться и по другим признакам. Например, они могут связываться с объектами планирования, такими как финансы или налоги. Налоговое планирование направлено на уменьшение расходов предприятия на оплату налоговых выплат, в то время как финансовое планирование может быть стратегическим или текущим.
Стратегическое планирование является самым длительным по своей продолжительности и обычно рассчитывается на срок до пяти лет. Оно имеет важную функцию - определить тенденции развития компании на длительный период времени и разработать способы достижения поставленных целей. Учитывая эти факторы, проводится анализ потребностей предприятия в финансировании, осуществляется поиск ресурсов и прогнозируются результаты.
Текущее планирование составляется на год и основывается на финансовой стратегии предприятия. Дальнейшие цели разбиваются на более мелкие шаги, и для их достижения создаются годовые планы по расходам и прибылям. Бюджетирование, следовательно, является основным инструментом текущего планирования.
Оперативное планирование охватывает нижнюю ступень постановки задач и определяет конкретный алгоритм (график, план) для руководства определенных отделов, и расчетный период обычно составляет до 3 месяцев. На этом этапе также проводится контроль выполнения задач.
Существуют различные методы финансового планирования, которые используются для определения финансовой стратегии и разработки структуры бюджета. Экономика оперирует огромным количеством методов финансового планирования и прогнозирования. Некоторые основаны на интуиции и логике, а другие - на математике, причем они различаются по степени точности и сфере применения.
Некоторые из методов финансового планирования, используемых на предприятии, включают экспертную оценку, метод экстраполяции, метод моделирования, нормативный метод и балансовый метод. Разнообразие методов помогает предприятиям выбирать самый подходящий в зависимости от их потребностей. Независимо от масштаба деятельности при руководстве бизнесом финансовое планирование является важным элементом, поскольку позволяет оценить перспективы развития, определить допустимые затраты, выбрать наиболее перспективные направления использования денежных ресурсов и оценить потребности в инвестициях.
Фото: freepik.com