Легенды края золотых лиственниц

Сборник «Зарни ниа муын» («В краю золотых лиственниц») был подготовлен в Сыктывкаре по итогам фольклорно-этнографической экспедиции в Ижемский район.

Колокольня в Мошъюге.

Вышел в свет новый сборник ижемского фольклора

Сборник «Зарни ниа муын» («В краю золотых лиственниц») был подготовлен в Сыктывкаре по итогам фольклорно-этнографической экспедиции в Ижемский район. Презентация книги состоялась в республиканском Центре народного творчества и повышения квалификации.

Экспедиция в Ижемский район проходила с 1 по 7 октября минувшего года. В поездке участвовали методисты Центра народного творчества и повышения квалификации (ЦНТиПК) Даниил Шомысов и Людмила Чиркова и научные сотрудники Института языка, литературы и истории Коми научного центра Галина Савельева и Юлия Бойко. Исследователи побывали в селах Ижма, Сизябск, Мохча и деревне Мошъюга. Они посетили Ижемскую межпоселенческую библиотеку, Мохченскую и Мошъюгскую библиотеки, Сизябский дом культуры, Ижемский районный историко-краеведческий музей. В плотном графике группе удалось увидеть достопримечательности и памятные места Ижмы и Сизябска, потрясающей красоты парк вековых лиственниц Ниедз, шедевр деревянного зодчества – Мошъюгскую колокольню и другие чудеса Ижемского края.

На презентации Галина Савельева и Юлия Бойко подробно рассказали о поездке и сборнике. Как они отметили, в поиске информантов помогали работники учреждений культуры, активисты среди местных жителей, любители народного творчества. Удалось записать много исторического и фольклорного материала. В Сизябске прошла творческая встреча с народным фольклорным коллективом «Ыбса дзоридзъяс». Записали и сценические выступления артистов, и беседу с отдельными участниками коллектива. Руководитель коллектива Галина Чупрова и заведующая Сизябским домом культуры Анна Истомина приехали на презентацию книги в Сыктывкар.

Сборник составлен на основе расшифровок экспедиционных записей Галины Савельевой и Юлии Бойко. Куратором экспедиционного и издательского проекта, ответственным за выпуск издания, выступил ведущий методист ЦНТиПК по направлению этнокультурного достояния Коми Даниил Шомысов. Фотографии для сборника предоставили участники экспедиции, а также ижемский фотохудожник Павел Канев.

В книге опубликованы сведения по исторической прозе, местной топонимике, истории о церквях и местных святых, мифологические рассказы, народные способы лечения, похоронно-поминальная обрядность, песни, описание традиционного женского ижемского костюма.

Галина Савельева и Юлия Бойко.

Начинается сборник с рассказа о заселении деревень Картаёль и Мошъюга. Первым жителем был Яков Филиппов, прибывший в эти места с женой и ребенком. В разделе о церквях и местных святынях можно прочитать рассказы о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Сизябск. Это история разрушения колокольни, существование церкви в советское время и современная жизнь храма. В частности, повествуется о бедах, которые принесло использование в качестве фундамента намогильных плит церковного кладбища. Корреспондент «Республики» – автор этих строк – хорошо помнит с детства застывшую реку наплывов воска от свечей, которые ежегодно ставили в прорубленную нишу с внешней стороны алтарной части закрытого в советское время храма. Сейчас ниша замурована и воска практически не видно на земле.

В сборнике есть история еще одной святыни-достопримечатель-ности Сизябска – обетного креста. Святыня стоит во дворе одного из сельчан, наверное, уже более века. Деревянный крест порядком побит временем, и пять лет назад местные жители рядом поставили новый крест. Но и старый остался на своем месте. Ежегодно 9 августа, в Пантелеймон лун (день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона), жители села совершают тайное «паломничество» к этому шестиконечному трехметровому деревянному кресту. По мнению местных жителей, старинный крест – чудодейственный, поэтому и украшен множеством небольших разноцветных лоскутков с нашитыми крестиками. Каждый вышитый крестик – это рукотворная «молитва» об исцелении.

Сельчане приходят к кресту не только 9 августа, но и в любой другой день, вернее ночь. Под ее покровом на старом кресте появляются новые лоскутки ткани с нашитыми на них крестами. Желательно, чтобы они были сшиты из одежды жаждущего исцелиться больного. Считается, что таким образом можно избавиться от всех болезней. Крестики на лоскутки нашивают в основном женщины, они и прикалывают их к деревянному кресту, чтобы предотвратить грозящее несчастье, смертельный исход болезни или просто заручиться успехом у высших сил в каком-либо деле. Процесс этот сопровождается молитвами и просьбами об исцелении. Крестики висят до тех пор, пока их не сорвет ветер или они полностью не истлеют. Некоторые сельчане в заботе о братьях наших меньших приходят сюда также 2 августа – в день Ильи-пророка, он считается покровителем домашних животных. Прикрепляют к кресту лоскутные крестики за здравие своих оленей, коров, лошадей и прочей домашней живности, которой в Сизябске много.

В сборник вошли далеко не все материалы. Многие записи еще готовятся к последующим публикациям. Это материалы по календарной обрядности, играм и детскому фольклору.

Сборник вышел в свет небольшим тиражом – сто экземпляров и будет распределен в управления и отделы культуры муниципальных образований, Коми научный центр УрО РАН, СГУ имени Питирима Сорокина, республиканские и муниципальные библиотеки и музеи, общественные организации, образовательные учреждения культуры и искусства.

Поездка и выпуск издания стали возможны благодаря гранту главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

По местному преданию, святыня была установлена еще в позапрошлом веке во время крестного хода. Тогда в этом месте была окраина Сизябска. Но с тех пор село разрослось, и крест оказался почти в его центре. Еще в середине прошлого века в Сизябске стояли шесть подобных крестов. Они «закрывали» все ведущие в селение пути-дороги, не пускали нечистую силу – лешаков, «ходячих» покойников, рассказы о которых распространены у местных жителей, охраняли от мора и падежа скота. Со временем кресты порушились, упал и этот крест. Но его подняли и установили поблизости от того места, где он стоял прежде: у дороги, ведущей на кладбище.

В книге можно прочитать истории о встречах в лесу с таинственной женщиной в красном сарафане, о нечистых местах, домашних духах, колдунах-еретиках, о сглазе, предсказаниях смерти и сновидениях об умерших. В Сизябске была записана история о том, как в советское время парень сошел с ума после того, как затушил сигарету о глаз иконы Николая Чудотворца.

Читателей заинтересует и повествование о целительнице Тандзе Марье (Марии Федоровне Рочевой). Когда-то у нее лечилась тетя автора этой статьи, жительница села Сизябск Любовь Канева. Самому мне довелось побывать в доме, где жила Тандзе Марья (сейчас там детский сад) и на ее могиле. Жила целительница в селе Гам. Прожила почти сто лет – 1866-1962 годы. Дочь оленевода, выросшая в тундре, она под руководством отца изучила анатомию, приобрела навыки оказания ветеринарной помощи: вправляла вывихи, лечила растяжения, помогала при отеле. С восемнадцати лет Мария начала практиковать на людях. Отличаясь особой наблюдательностью, хорошей памятью, имея сильные чуткие руки и твердый характер, она достигла большого мастерства и получила признание населения не только Ижмы, но и всей средней Печоры.

Бытуют верования, что фотографии Тандзе Марьи, земля с ее могилы, прикосновения к ее кресту обладают лечебной силой. Если ранее желающие исцеления брали землю с ее могилы или ложились прямо на могилу, то теперь информаторы этнографов заявляют, что помогает фотография целительницы, прикрепленная к намогильному кресту. Нужно лишь прийти на могилу целительницы и, глядя на снимок, попросить о помощи.

В Сизябске была записана история про деревню Черноборская и существовавший там кирпичный завод. Живет в этой деревне на высоком левом берегу реки Ижмы одна замечательная бабушка Зоя Канева, у которой больше тридцати детей, внуков, правнуков и праправнуков. Когда-то к деревне через леса и луга вела дорога из села Сизябск. Но сейчас по разбитой грунтовке длиной двадцать пять километров уже не проехать. Зимой в Черноборскую можно попасть на снегоходе или лыжах, летом приплыть на лодке по реке. Даже среди коренных ижемцев совсем немного тех, кто бывал в этой деревеньке.

В 1870 году существовала Черноборская земская изба на большом тракте, проходившем в этих местах. В 1920 году – станция Чернобор: один двор и два жителя. К 1926 году невдалеке от станции возник поселок Чернобор мирской, в нем было два двора и десять жителей. Население Черноборской (раньше деревню называли Мирской) никогда не было большим – в лучшие годы здесь жили не более полусотни человек. Но, несмотря на это, здесь имелись молочная ферма и питомник по выращиванию чернобурых лисиц. В окрестностях деревни нашли уникальную глину, из которой в больших сараях делали известные на весь район кирпичи и лепили посуду. Чтобы полностью обеспечить район местным кирпичом, в советское время построили небольшой кирпичный завод. Но потом производство закрыли.

К сборнику прилагается флеш-карта с текстовыми, аудио-, видеоматериалами, фотографиями с места событий. Также на ней записана часть архива Сизябского сельского дома культуры, который бережно хранится и пополняется Галиной Чупровой. Все интервью во время экспедиции записывались на аудио- и видео, и сейчас они пополнили фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми научного центра. Первые аудиозаписи Ижемского района, хранящиеся в этом фонде, были сделаны Анатолием Микушевым в 1959 году. В 1960 году к сбору ижемского фольклора присоединился этномузыковед Прометей Чисталев. Вместе с Микушевым они обследовали деревни и села ижемского Припечорья.

– Ижемцы по сей день сохранили традиционные представления о времени, пространстве, практические умения, знания в области народной медицины, – отметила Галина Савельева. – Молодые сельчане охотно перенимают у старшего поколения образ жизни и его уклад, трепетно относятся к традиционному костюму как к материальному воплощению семейно-родовой памяти. Ижемский район, равно как и другие районы Коми, достоин изучения и новых исследований, которые могут быть возможны благодаря таким экспедиционным выездам. Основная часть информантов в этой экспедиции – это люди 1940-х годов рождения. Но есть и более молодые. Мы благодарим всех жителей района, которые уделили нам свое внимание и время. Надеемся, что сотрудничество будет продолжено.

Например, во время бесед с ижемцами было записано много рассказов о гражданской войне. Еще исследователей порадовало, что многие жители района ведут дневники, куда записывают события личной и общественной жизни, явления природы.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Последние новости

В Коми открываются новые женские консультации

Три новые консультации будут работать в селах Усть-Кулом, Прилузье и Сыктывдин.

Пожар в Ухте: спасены 12 человек

В результате пожара в квартире жилого дома эвакуированы 70 жильцов.

Профилактические мероприятия в образовании Усть-Цилемского района

Результаты тематического месячника «Я принимаю вызов» и социально-психологического тестирования.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Донецке, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *