Администрация Сыктывкара в связи с возникшими вопросами со стороны горожан разъясняет некоторые вопросы Правил благоустройства

Администрация МО ГО «Сыктывкар» (далее – Администрация), являясь разработчиком и органом муниципального контроля по исполнению Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар»,

Администрация МО ГО «Сыктывкар» (далее – Администрация), являясь разработчиком и органом муниципального контроля по исполнению Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар», от 28.10.2017 № 24/2017–330 (далее – Правила), в рамках судебного разбирательства по административному делу № 3А-187/2023 по оспариванию пункта 5.2.4 Правил, считает необходимым представить нижеследующие разъяснения о правоприменении данного пункта Правил.

1. В части полномочий Администрации по разъяснению пункта 5.2.4 Правил.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В силу пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 29, пункту 11 части 1 статьи 33 Устава МО ГО «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006 (далее – Устав) Совет МО ГО «Сыктывкар» является представительным органом МО ГО «Сыктывкар», в исключительной компетенции Совета городского округа находится утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

На основании части 3, пункта 32.1 части 6 статьи 44 Устава Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, данным Уставом, решениями Совета городского округа, постановлениями и распоряжениями главы городского округа – руководителя администрации и иными правовыми актами муниципального образования.

Администрация городского округа обладает компетенцией в области осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организует благоустройство территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Согласно пункту 23.1 Правил контроль за эксплуатацией объектов благоустройства, соблюдением правил благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар» осуществляется в установленном порядке уполномоченными должностными лицами отраслевых (функциональных), территориальных органов Администрации в соответствии с решениями Совета МО ГО «Сыктывкар» об утверждении положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар».

На основании пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.12.2021 № 11/2021–151 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»)» (далее – Положение о муниципальном контроле).

В силу пункта 3 Положения о муниципальном контроле, муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар») осуществляется Администрацией (орган муниципального контроля) в лице управления контроля Администрации.

Согласно пункту 2 Положения о муниципальном контроле под объектами благоустройства понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе элементы планировочной структуры (зоны (массивы), районы (в том числе жилые районы, микрорайоны, кварталы, промышленные районы).

Под элементами благоустройства понимаются составные, конструктивные части объекта благоустройства, в том числе ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы)).

С учетом изложенных нормативно-правовых норм следует, что Администрация, являющаяся органом муниципального контроля за исполнением Правил, наделена полномочиями по разъяснению правоприменения, в частности пункта 5.2.4 Правил.

2. Разъяснение по правоприменению пункта 5.2.4 Правил, в части указания на то, что на территориях жилого назначения не допускается применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений и разрешается применение декоративных ажурных металлических ограждений.

Согласно пункту 5.2.4 Правил на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения применяются декоративные ажурные металлические ограждения, недопустимо применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов.

Данный пункт устанавливает требования к видам ограждений, расположенных на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения.

Из предметного анализа понятий и положений Правил, входящих в состав разъясняемой нормы следует следующее.

В отношении территорий общественного назначения.

В соответствии с пунктами 2.27 и 3.1 Правил к объектам благоустройства на территориях общественного назначения относятся общественные пространства населенного пункта, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий МО ГО «Сыктывкар»: центры общегородского и локального значения, многофункциональные и специализированные общественные зоны МО ГО «Сыктывкар».

На территориях общественного назначения МО ГО «Сыктывкар» при разработке проектных мероприятий по благоустройству обеспечиваются: открытость и проницаемость территорий для визуального восприятия (отсутствие глухих оград), условия беспрепятственного передвижения населения (включая маломобильные группы), приемы поддержки исторически сложившейся планировочной структуры и масштаба застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей средой.

Следовательно, Правила относят к территориям общественного назначения участки и зоны общественной застройки, в том числе центры общегородского и локального значения, многофункциональные и специализированные общественные зоны МО ГО «Сыктывкар».

В отношении территорий жилого назначения.

В соответствии с пунктами 3.5, 3.9 и Правил общественные пространства на территориях жилого назначения рекомендуется формировать системой пешеходных коммуникаций, участков учреждений обслуживания жилых групп, микрорайонов, жилых районов и озелененных территорий общего пользования.

Территорию общественных пространств на территориях жилого назначения необходимо разделять на зоны, предназначенные для выполнения определенных функций: рекреационная, транспортная, хозяйственная и т. д. При ограничении по площади общественных пространств на территориях жилого назначения допускается учитывать расположенные в зоне пешеходной доступности функциональные зоны и площади.

Следовательно, Правила в рассматриваемой ситуации, применительно к требованиям в части установки ажурных металлических ограждений, относят к территориям жилой застройки многоквартирными домами, включающей в себя систему пешеходных коммуникаций, участков учреждений обслуживания жилых групп, микрорайонов, жилых районов и озелененных территорий общего пользования, прилегающих общественных пространств.

Кроме того, рассматриваемым пунктом 5.2.4 Правил также конкретизирована территория жилой застройки в части многоквартирных домов.

В отношении территорий рекреационного назначения.

Согласно пункту 8.5 Правил объектами благоустройства на территориях рекреационного назначения обычно являются объекты рекреации – части территорий зон особо охраняемых природных территорий, зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы.

Следовательно, Правила относят к территориям рекреационного назначения части территорий зон особо охраняемых природных территорий, зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы.

Из совокупного анализа вышеуказанных положений Правил следует, что требования пункта 5.2.4 Правил, в части указания на то, что на территориях жилого назначения не допускается применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений и разрешается применение декоративных ажурных металлических ограждений относятся к жилой застройке многоквартирными домами.

3. Требования к ограждениям, расположенным в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Вопросы связанные с размещением жилых домов на территории МО ГО «Сыктывкар» регламентированы Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04–560 (далее – Правила землепользования).

В соответствии с Правилами землепользования, в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» высота ограждения (забора) земельного участка не должна превышать двух метров. Ограждения соседних участков индивидуальных жилых и иных частных домовладений, выходящие на одну сторону центральных дорог, магистралей и влияющие на формирование облика улицы, должны быть выдержаны в едином стилистическом решении, единой (гармоничной) цветовой гамме, схожу по типу, высоте и форме.

Таким образом, Правила землепользования не ограничиваю правообладателей земельного участка по выбору материала, в целях установления ограждения.

Согласно пункту 11.1 Правил, при осуществлении нового строительства либо реконструкции жилых домов индивидуальной и другой малоэтажной застройки ответственность за санитарное состояние прилегающей территории несут застройщики, землевладельцы. При завершении строительства жилого дома индивидуальной застройки его собственник восстанавливает нарушенные в процессе строительства подъездные пути и озеленение территории за свой счет.

Пунктом 11.2 Правил предусмотрено, что собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки:

— содержат в чистоте и порядке жилой дом, надворные постройки, ограждения, а также прилегающую территорию, границы которой определены Правилами в соответствии с порядком, установленным Законом Республики Коми от 02.11.2018 № 94-РЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Коми»;

— содержат жилой дом в исправном состоянии, своевременно производят ремонт фасадов принадлежащих им строений и ограждений, осуществляют восстановление разрушающихся домов и надворных построек либо их снос;

— производят земляные работы на землях общего пользования после согласования с уполномоченными органами.

В соответствии с пунктом 11.3. Правил, собственникам жилых домов на территориях индивидуальной застройки запрещается:

— самовольно использовать земли за пределами отведенных собственнику жилого дома территорий под личные хозяйственные и иные нужды;

— самовольно устанавливать объекты (шлагбаумы, «лежачие полицейские» и др.) на территориях и дорогах общего пользования, препятствующие передвижению пешеходов, автотранспорта, в том числе машин скорой помощи, пожарных, аварийных служб, специализированной техники по вывозу отходов и др.;

— изменять уровень рельефа путем отсыпки площадей для застройки индивидуальных жилых домов и прилегающей территории для исключения подтопления соседних территорий.

Таким образом, Правила не ограничиваю правообладателей земельных участков, расположенных на территориях жилой застройки индивидуальными жилыми домами, в праве выбора материала ограждений земельных участков.

Последние новости

Выборы в Коми: голосование началось в нескольких муниципалитетах

В регионе пройдут 11 избирательных кампаний различного уровня.

Выборы в Ухте: начался процесс голосования по Боровскому округу

Жители Ухты могут выразить свои предпочтения на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми.

Строительство газохимического комплекса меняет судьбу Воркуты

Новый проект создаст тысячи рабочих мест и привлечет значительные инвестиции в регион.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Гатчине

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *