Исторические факты о Республике Коми
Республика Коми образована 22 августа 1921 года как автономная область – Коми АССР.
Республика Коми образована 22 августа 1921 года как автономная область – Коми АССР. Преобразована в Республику Коми в составе Российской Федерации 26 мая 1992 года.
Утверждение обновленного флага, официального символа Республики Коми, имеет свою необычную историю: он имеет современный вид только потому, что был зарегистрирован на несколько месяцев раньше флага Башкортостана, идентичному по форме и цвету. В данном случае именно эта счастливая случайность обернулась благом для Правительства Коми и хлопотами для их башкирских коллег, которым пришлось вносить изменения в свою символику. Коми получила геральдические символы в 1937 г., будучи советской республикой – Коми АССР. Все полотнища советского периода дублировали государственную символику РСФСР. В 1991 году правительством республики по результатам проведенного конкурса был утвержден сине-зелено-белый триколор, который существует в неизменном виде до настоящего времени.
Самым древним гербом Коми называют удорскую эмблему XVI века, так как удорские территории в те времена были частью современной Республики Коми. На этой эмблеме была изображена серебряная лисица. До современного герба в Коми с 1937 г. действовал советский герб, который в точности повторял герб Страны Советов и дополнялся словами: «Коми АССР» и на коми языке – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Современный государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.
Первая крыша для Зимнего дворца, расположенного в Санкт-Петербурге, была изготовлена на Кажымском заводе (Койгородский район). Исторический комплекс Кажымского железоделательного завода с домной, заводскими постройками, валом от плотины, зданием заводоуправления и церковью был включен в реестр памятников истории и культуры федерального значения.
Первое письменное упоминание о селе Серегово связано с родом солепромышленника Афанасия Владимировича Строганова. Вместе со своими сыновьями он обратился к царю Ивану IV, испрашивая дозволения включить в свои владения отхожие земли Великой Перми. В 1582 году Афанасий Строганов добился желанной грамоты Ивана IV, где писалось: «Царь и Великий князь Иван Васильевич пожаловал Офоньку Строганова на дикое место по Выми реке на 15 лет, чтобы Офонька Строганов на тех диких местах рассольные места искал, и варницы ставил, и пашни распахивал, и лес расчищал». Однако в начале XVII в. он продает сереговский промысел крестьянам Княжпогостской волости, братьям Ивану и Севастьяну Опариным, и оставляет за собой только пай (долю в собственности и прибыли). У Опариных не хватило капитала для расширения производства, и, согласно купчей 1637 года, эти земли у них купил Данило Панкратьев, уплатив за них 23 рубля. Принято считать, что именно с этого времени и началась история Сереговского солеваренного завода – первого промышленного предприятия на территории Коми края. Появились у Панкратьевых и конкуренты. Самым опасным с 1672 года стал крупный торговец Евстафий Филатьев: он начал скупать земли по соседству с промыслом Панкратьевых и к 1678 году наладил работу своего небольшого промысла. К тому же и монахи Соловецкого монастыря решили наладить в Серегово свой соляной промысел. Еще в середине XVII века Соловецкий монастырь получил в свое владение близлежащую деревню Удор. Для основания промысла руководство монастыря направило в Серегово трех полномочных представителей. Вместе с ними прибыло 170 человек, включая 50 стрельцов. Между конкурентами началась «война». Расцвет Сереговского промысла пришелся на конец XVII века. В 1698 году Сереговский солеваренный промысел стал одним из крупнейших в России.
Издавна местные жители знали о лечебных свойствах сереговских рассолов и широко применяли их для лечения хронического ревматизма. Жители окружающих деревень вывозили рассол в бочках себе домой, чтобы лечить «ломоту в костях». Первая попытка организовать курорт в Серегово была сделана еще в 1915 году, но тогда этому помешала Первая мировая война. В 1929 году было завершено строительство первого спального корпуса и водолечебницы. В 60-70-х годах на курорте отдыхали по 200–225 человек за смену.
Нювчимский чугуноплавильный, чугунолитейный и железоделательный завод был основан в селении Нювчим 15 марта 1756 года. Основатели Нювчимского завода и его первые владельцы великоустюжские купцы Андрей Александрович Плотников и Андрей Васильевич Панов. При основании завода к нему были приписаны 23 рудника и обширные лесные дачи, необходимые как для постройки завода и поселения, так и для производства древесного угля. В 1880-е годы на предприятии освоили художественное литье, ставшее визитной карточкой Нювчима. Художественное литье, получившее название кабинетного, представлено скульптурами, бюстами, ажурными полочками, декоративными тарелками, рамками для портретов, шкатулками, пепельницами, спичечницами, подсвечниками, чернильницами, рамками и другими предметами, украшавшими интерьеры домов. В годы Великой Отечественной войны на заводе отливали корпуса для гранат, делали походные кухни, сани, телеги, деревянную мебель, школьные парты и даже коромысла.
В конце 1942-го года было завершено строительство железнодорожного моста через реку Печору. Удивительный исторический факт: для его постройки были демонтированы и переброшены конструкции строившегося в Москве Дворца Советов, который должен был стать самым высоким зданием на планете. В основу почти полукилометрового исполинского здания было заложено огромное количество различных металлоконструкций, но из-за начала Великой Отечественной войны от строительства небоскреба было решено временно отказаться, а впоследствии металл буквально пошел по рукам и на правое дело – на стройку мостов. Железнодорожный мост стал одной из целей для германской авиации. В устье Печоры появлялись немецкие подводные лодки, в небе над тундрой – пытавшиеся прорваться к железной дороге и шахтам вражеские бомбардировщики, обломки некоторых до сих пор могут попасть на глаза пытливым краеведам. В 1943-м немецкая диверсионная группа парашютистов (из числа советских военнопленных, среди которых был один ухтинец и один бывший заключенный, отбывавший срок в Коми) в количестве 12 человек высадилась в Кожвинском районе Коми АССР для взрыва железнодорожного моста через Печору. Двое диверсантов сдались в плен в тот же день, двое были убиты (в том числе руководитель группы – самими десантниками), остальные добровольно сдались частям НКВД.
Источник Юношеская библиотека Республики Коми
Автор: Анна ФРОЛОВА
Последние новости
Правила поведения на железнодорожном транспорте
Железная дорога — не место для игр Несоблюдение простых правил безопасности может стоить здоровья, а иногда и жизни.
Изменения и дополнения, вносимые в списки кандидатов в присяжные заседатели
Администрация МО ГО «Сыктывкар» сообщает о возможности ознакомиться изменениями,
Правила эксплуатации снегоходов, мотовездеходов и квадроциклов
Служба Республики Коми стройжилтехнадзора напоминает правила эксплуатации снегоходов, мотовездеходов и квадроциклов.
34 дня до Дня Победы: Школа № 34 продолжает районную эстафету "Знамя Победы в детских руках"
Школа №22 продолжает районную эстафету «Знамя Победы в детских руках» 3 апреля состоялась торжественная церемония передачи Знамени Победы.
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру В Евпатории на выгодных условиях