Больничная история

Депутаты разбирались в срыве сроков строительства республиканской «инфекционки» Весной наступившего года Республиканская инфекционная больница должна была бы справить новоселье.

Депутаты разбирались в срыве сроков строительства республиканской «инфекционки»

Весной наступившего года Республиканская инфекционная больница должна была бы справить новоселье. Ее новое здание планировалось возвести за 26 месяцев. Но из-за прошлогоднего резкого скачка цен на стройматериалы стоимость проекта сильно возросла, и подрядчик приостановил работы. Отставание от плана составляет уже более 600 дней, строителям проплачено 170 миллионов рублей, а освоено только 110 миллионов. Сейчас на объекте работает всего четыре человека. В комитете Госсовета Коми по бюджету, налогам и экономической политике провели специальное совещание, чтобы разобраться в ситуации со строительством «инфекционки».

Главным докладчиком и ответчиком на все заданные депутатами вопросы стал министр строительства и ЖКХ Коми Игорь Кузьмичёв.

Открывая заседание, председатель профильного комитета Степан Чураков отметил, что больница – важный социальный объект, в него вложены 500 миллионов федеральных средств, поэтому важно получить достоверную информацию из первых уст о сроках завершения строительства.

Игорь Кузьмичёв напомнил, что по итогам конкурса контракт на выполнение работ по проектированию, строительству объекта и вводу его в эксплуатацию был заключен с ООО «ТехГазМонтаж» 23 августа 2019 года. На тот момент стоимость контракта составляла один миллиард 534 миллиона 832 тысячи 656 рублей, из которых на проектно-сметную документацию предусмотрено 34 миллиона 800 тысяч, на строительно-монтажные работы – один миллиард 124 миллиона, на оборудование – 387 миллионов, на прочие затраты – 37,5 миллиона рублей. Сроки строительства – 26 месяцев. На текущий момент подрядчик выполнил работы на общую сумму 150 миллионов 772 тысячи 301 рубль, при этом профинансированы работы на 269 миллионов рублей, в том числе неотработанный аванс составляет 118 миллионов 81 тысячу рублей.

– Объект имел сложную предысторию. Экспертиза выявила определенные отклонения. И в апреле прошлого года было намерение расторгнуть контракт с подрядчиком по причине неисполнения им обязательств. В итоге той же весной подрядчик исправил все ранее допущенные дефекты и до осени активно вел строительно-монтажные работы. Но 2021 год был ознаменован взрывным ростом цен на строительные материалы. Это привело к тому, что фактическая стоимость работ оказалась выше, чем было предусмотрено федеральным подрядом. Например, по бетону работы обошлись примерно в полтора раза дороже, чем значилось в госконтракте, – пояснил ситуацию Игорь Кузьмичёв.

В настоящее время завершены работы по устройству шпунтового ограждения, котлована, фундаментальной плиты первого, второго и третьего блоков, стен цокольного этажа третьего блока, стен и перекрытия цокольного этажа первого и второго блоков. Но к зиме, по словам докладчика, подрядчик «выдохся». В декабре прошлого года министр лично проводил консультации с Минстроем и Минздравом России о сохранении за объектом федерального финансирования. Прорабатывались разные варианты. Проще всего было бы расторгнуть контракт с данным подрядчиком, раз он не исполняет свои обязательства.

– Мы, чистые-пушистые, расторгаем контракт, вносим подрядчика в список недобросовестных. Но чем такой шаг проблематичен – при выборе именно этого варианта объект вычеркивается из федерального финансирования, предстоит перепроектирование. Другой вариант – в соответствии с внесенными в прошлом году изменениями в постановление 13.15 и другие нормативно-правовые акты появляется возможность произвести пересчет сметы с учетом текущих цен и увеличить федеральное софинансирование. Мы предлагаем именно этот путь: подрядчик в начале года произведет перерасчет всего объекта, они сейчас готовятся к загрузке проектно-сметной документации в экспертизу. Будет проведена экспертиза стоимостей, и в случае подтверждения изменения цены контракта у нас появляется основание для подписания допсоглашения по перерасчету цены и изменению сроков контракта, – рассказал докладчик.

По мнению Игоря Кузьмичёва, второй вариант предпочтительнее, ведь тогда не придется замораживать объект и искать нового подрядчика и деньги на завершение строительства. Иначе строительство затянется и придется начинать все с начала.

– После комплексных аукционных процедур, к июню, новый подрядчик только войдет в договор, к концу 2022 года получим проект, в первом квартале 2023-го будет проведена экспертиза, бюджетный цикл закончится, и в 2024 году сможем достучаться до федералов, – привел сценарий альтернативного варианта министр.

У парламентариев, однако, возникли сомнения, стоит ли полагаться на нынешнего подрядчика, и они забросали министра дополнительными вопросами.

Сначала был задан вопрос, почему бы уже сейчас минздраву не заняться закупкой оборудования для больницы. В ответ Игорь Кузьмичёв привел пример из собственной практики, когда пришлось заранее закупать за границей дорогостоящий МРТ стоимостью 250 миллионов по ценам 2017 года. Процедура перевозки аппарата очень сложная, его в итоге привезли, разместили для хранения в Курчатовском институте, и он там стоял в течение четырех месяцев, «нарабатывал» рабочие часы в ожидании разрешения строительно-монтажных работ.

– Учитывая, что в настоящий момент готовность объекта чуть выше нулевого уровня, и, понимая сроки изготовления оборудования, может быть преждевременно его сейчас заказывать. Это не поможет сэкономить средства. Потому что, во-первых, оборудование надо будет где-то хранить, за это время может истечь гарантийный срок – 24 месяца с момента введения в эксплуатацию, но не больше 36 месяцев с момента изготовления. К тому же перерасчет сейчас ведется, в том числе и стоимости оборудования. Перед размещением заказа мы будем согласовывать с нашими коллегами и марки медицинских приборов, – разъяснил докладчик.

– Коллеги, вы представьте себе, объект находится на стадии котлована, оборудование – на складах, сразу оно не будет введено в эксплуатацию, пройдет гарантийный срок. После того как будет построена больница и оборудование перемесят туда, оно уже будет не новое, – поддержала Игоря Кузьмичёва замминистра здравоохранения региона Елена Бударина. – Еще раз повторяю: было бы большим нарушением, если бы мы сейчас купили оборудование, и оно у нас простаивало.

С замминистра оказалась солидарна депутат Татьяна Саладина, которая задала следующий вопрос – о более точных сроках строительства в текущем году. Игорь Кузьмичёв выразил надежду, что в течение 2022 года готовность объекта составит 70 процентов.

– Перед подрядчиком и перед службой заказчика стоит задача обеспечить в 2022 году завершение работ, черновую и, где возможно, чистовую отделку, поставку и установку части оборудования. Предстоящие полтора месяца займет процедура подтверждения цены, и при условии успешного прохождения экспертизы согласовываем типы и модели поставляемого оборудования, снимаем все вопросы к маю-июлю. Далее делается заказ на поставку сложного оборудования, закрываем тепловой контур.

Присутствовавший на заседании начальник управления за исполнением федерального законодательства прокуратуры Коми Константин Ковалёв усомнился в столь оптимистичном прогнозе и привел неутешительную статистику:

– Срок отставания от строительства на 1 января составлял 590 дней. Из них пропущенный срок по проектированию – семь месяцев. Проплачено на сегодня исполнителю порядка 170 миллионов рублей, выполнено работ на 110 миллионов. На объекте работает четыре человека. Мы все искренне продолжаем верить, что этот подрядчик закончит объект? Нам в это верится с трудом. Второе. Была озвучена такая мысль, что в случае замены подрядчика придется переключать объект в адресную инвестиционную программу – с чего это минстрой взял? У нас нет никакой необходимости переключения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу. Почему замена подрядчика приведет к перепроектированию, нам опять-таки непонятно, потому что нет такого в законодательстве. Если заключается контракт с недобросовестным поставщиком, а добросовестным его назвать нельзя – 600 дней просрочки и четыре человека на объекте – ну о чем здесь говорить?

– Никто не обеляет и не оправдывает подрядчика. Что касается федеральных денег – расторжение контракта и последующее перепроектирование приведет к исключению текущего объекта из федерального финансирования. Потому что у нас уйдет проект, появится новый проект, и по нему надо будет добиваться нового финансирования федеральных средств. Как только мы заявимся с перепроектированием – а без перепроектирования мы не завершим объект, мы потеряем федеральные деньги. Только поэтому я рассматриваю два варианта, – повторил свои доводы Игорь Кузьмичёв.

– А зачем при смене подрядчика менять проект? – спросил министра член комиссии по экономическим вопросам Общественной палаты Коми Вячеслав Чупров.

– За оставшийся лимит средств мы объект не достроим. Другой подрядчик не завершит объект за те деньги, которые сейчас имеются, – пояснил министр.

– Но на данный момент объект построен на 10 процентов. Зачем нужен другой проект?

– Потому что на текущий момент цены другие и оборудование другое.

Участники заседания продолжали допытываться: подрядчик приступил к работе в 2019 году, а цены подскочили в 2021-м. К этому моменту должно было быть построено 50 процентов данного объекта. Разве после этого можно не сомневаться в добросовестности данного подрядчика? Тяжелая конструкция должна была быть построена еще до подорожания металла.

Министр еще раз вынужден был повторить, что главная причина того, что минстрой держится за этого подрядчика – чтобы не потерять федеральное финансирование:

– С учетом изменений в законодательстве примерно год уйдет на перепроектирование и экспертизу. Я уже в самом начале сказал – для нас было бы самым простым направить в одностороннем порядке отказ подрядчику. Но в итоге у республики не было бы ни проекта, ни объекта, ничего. Поэтому мы сейчас пытаемся проработать второй вариант в рамках существующего законодательства.

В защиту нынешнего подрядчика министр привел несколько аргументов. С точки зрения производства работ и качества их выполнения, оформления документации у этой компании все организовано на высоком уровне. Производственный процесс выстроен грамотно, строительно-монтажные работы проведены качественно.

– То, как они соблюдали технологию при подготовке объекта, армировании, заливке бетона, создавало определенное доверие к ним как специалистам строительно-монтажных работ. У нас есть подрядчики, которые могут хорошо залить бетон, но не умеют грамотно оформить документацию, и есть те, кто красиво отчитался, но качество работ у них хромает. А здесь и бетон залит нормально, арматура, опалубка сделаны нормально, и видно, что нормально провибрирован бетон. Если бы не скачок цен, подобной ситуации не возникло бы. Цены начали расти в четвертом квартале 2020 года. По данным Минстроя России, в 2021 году по всей стране обанкротилось более 500 крупных застройщиков именно по причине стремительного роста цен на стройматериалы, – отметил руководитель МинстройЖКХ.

– А сейчас что мешает строить? – спросил вице-спикер парламента Сергей Артеев.

Оказалось, низкие температуры. Бетонные работы нельзя выполнять, когда на улице минус двадцать.

Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев высказал мнение, что одна из причин задержки строительства – проектно-сметная документация, которую разрабатывал сам подрядчик. Договор был заключен в августе 2019 года, а положительную экспертизу на свою ПСД подрядчик получил только в июне 2020-го. То есть год ждал положительное заключение на свою проектно-сметную документацию.

– Хотелось бы уточнить информацию по суммам. Контракт – полтора миллиарда. Вопрос в том, что возможно подорожание проекта в рамках контракта не более 30 процентов, то есть максимум 450 миллионов. Будет ли учтено подорожание в федеральном софинансировании?

Игорь Кузьмичёв заверил: в федеральной пропорции подорожание будет учтено.

– В апреле заканчивается контракт, и при условии успешного прохождения экспертизы и коллективном принятии решения о продлении отношений с действующим подрядчиком план работы будет актуализирован и представлен всем, – подытожил министр строительства и ЖКХ Коми.

Депутаты соберутся по этому вопросу в начале марта и надеются услышать полноценные ответы на все вопросы.

Галина ВЛАДИС

Фото автора

Последние новости

Заболеваемость ОРВИ в Коми сократилась на 67% за неделю

В республике продолжается вакцинация населения против гриппа и ОРВИ.

Прекращение права собственности на огнестрельное оружие в Республике Коми

Суд удовлетворил исковые требования о прекращении права собственности на оружие из-за бездействия владельца.

Суд в Ухте отказал в компенсации морального вреда

Конфликт между соседями закончился решением суда в пользу ответчика.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Донецке, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *