"Папа" Смешариков Игорь Шевчук: "От Сыктывкара жду встречи с юностью"
С 16 по 19 сентября 2022 года в Республике Коми состоится масштабное событие – Первый литературный фестиваль детской книги "Зарни кыв" (Золотое слово) .
С 16 по 19 сентября 2022 года в Республике Коми состоится масштабное событие – Первый литературный фестиваль детской книги "Зарни кыв" (Золотое слово) . Культурный десант, который посетит в дни фестиваля Сыктывкар и село Выльгорт, будет состоять из писателей – лауреатов премии Сергея Михалкова, известных актёров, режиссёров, иллюстраторов книг для детей.
Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака представляет интервью с одним из участников фестиваля – писателем и журналистом, поэтом, сценаристом, разработчиком настольных игр, автором текстов песен, либреттистом, создателем Смешариков Игорем Шевчуком.
- Игорь Михайлович, как родились Смешарики?
- Три года, с 1996-го по 1999-й, я со своими образовательно-книжно-карточно-игровыми проектами обхаживал сразу несколько издательств. Одно из них – "Фонд Учебная литература" – издавало учебники и ежегодно делало книгу про Санкт-Петербург, которую год от года на протяжении долгих лет традиционно дарили в качестве подарка от мэрии первоклассникам города. Они согласились заменить книгу на игру. Но для этого требовалось написать бизнес-план. А бизнес это – совершенно не моё.
Чтобы написать этот самый бизнес-план, я пригласил молодого безусого паренька – питерского дистрибутора московской компании "Перспектива", которая издавала и некоторые мои игры. Это был харизматичный Илья Попов – будущая продюсерская звезда нашего российского бизнеса. Илья с удовольствием взялся за бизнес-составляющую. Так был осуществлен старт фирмы "Фангейм", которая в будущем дала всему основание, а мою игру "Путешествие по Санкт-Петербургу" в течение десяти лет в различных модификациях первоклассники нашего города уносили под мышкой с первосентябрьских линеек. Эта игра была первой, и нам дали карт-бланш на создание следующих.
Илья доверил мне набирать команду. Как это делается, я не имел ни малейшего понятия. Поэтому радостно утверждал первых, кто приходил. Пришла Маша Корнилова – и стала в будущем главным редактором "Смешариков". Пришел Салават Шайхинуров на позицию художника и арт-директора – и стал главным прародителем Смешариков. Пришла Надя Кузнецова – будущий "гвоздь" всей смешариковской индустрии, директор студии, на котором в трудные времена держалось все производство. Но до Смешариков было ещё три года плодотворной работы, в течении которых я, как креативный директор, придумывал игры, а команда воплощала их по моим техзаданиям.
Я расстался с другими проектами, например, с написанием сценариев для второго сезона "Улиц разбитых фонарей", потому что мне по уши хватало разработок игр. Мы создали их больше 250-и – и настольных, и компьютерных.
Одна из игр была создана для Бабаевского комбината, и в ней были фишки в виде круглых шоколадок. Назывались они "Сластёны".
Когда рынок этих игр насытился, у нас возник кризис, перестали поступать заказы, и наш арт-директор Салават Шайхинуров предложил создавать мультик. У него и его супруги, художника Ани Мальгиновой было убеждение, что проект должен быть исключительно гуманистический, чтобы там не было никаких голливудских пинков, тычков.
А теперь забавный казус из истории…
За полгода до кризиса нашей компании "Фангейм" я по заказу анимационной компании "Крейт" придумал персонажей для 3D фильма. Назывались они "смешарики", но не были круглыми, они были как лошарик – помните такого персонажа? У меня было придумано несколько персонажей, в том числе кошарик, лягушарик и другие. Они воплощались в качестве эскизов для последующего 3D-производства.
Возвращаемся на студию "Фан-Гейм", где в опустевших после увольнения большинства сотрудников коридорах Салават и Аня разрабатывают мультик на основе "сластён", дав им имя "бумки", а я по просьбе Ильи Попова, пытаюсь им помогать. Набросали идей для будущих серий. Аня воплотила несколько из них в сценарии.
Но выхода в мир анимации у нас не было. Мы обратились к Константину Бронзиту, худруку студии "Мельница", который вывел нас на структуру при Госкино. Анатолий Прохоров - известный человек в мире анимационного кино – объяснил нам, что анимационное производство суперубыточно. Одна 6-минутная серия стоит сумасшедшие деньги, никто на такое финансирование не подпишется. Поэтому в стране и не существует мультсериалов. Мол, мы чуть ли не пятидесятые по счёту, обратившиеся к нему с подобным предложением. Но тут вдруг наши технические ребята подсчитали и оказалось, что новейшие версии анимационных программ, вышедшие буквально на днях, позволяют удешевить процесс производства в пять раз.
Итак, технологии подарили нашей команде шанс. Мы каким-то чудесным образом оказались в нужное время в нужном месте.
Но дело едва не сорвалось из-за отсутствия добротного сценария. Чтобы Госкино поверило в состоятельность будущего проекта, Анатолий Прохоров потребовал в короткие сроки написать сценарий и дать персонажам новое имя. "Бумки" ему категорически не нравились. Тогда Илья Попов уговорил меня забрать имя "смешарики" из студии "Крейт". А Прохоров попросил написать сценарий к завтрашнему дню, что я и сделал. Это было сыро, но драматугическое построение мэтр там разглядел. Надо было доводить до ума.
У меня появился консультант, известный аниматор Дмитрий Высоцкий. Я писал, он редактировал. Написал первую историю, подал 20 сценарных заявок. Прохоров приезжал раз в неделю и Москвы, и мы сообща работали над банком эмоций, уточняли характеры героев, корректировали линейку персонажей, раздавали им имена. В имени "Копатыч", например, тоже можно угадать мою давнишнюю любовь к словесным перевертышам.
Так за 4-5 месяцев родился проект для представления в Госкино. В проекте пять фамилий: моя, Салавата Шайхинурова, Анны Мальгиновой, Ильи Попова, Анатолия Прохорова. Мы получили финансирование, была привлечена широкая команда. В том числе и гениальный сценарист Алексей Лебедев, перу которого принадлежит большинство смешариковских серий. Я стал креативным директор ООО "Смешарики" и занимался всеми направлениями: и развитием сайта, и соцсетью "Шарарам", и игровыми акциями, и издательскими проектами, написав для смешариков больше 50 книг и столько игр, как настольных так и компьютерных.
Вот так родились "Смешарики".
- Почему в "Смешариках" всего две дамы: Нюша и Совунья?
- Традиционно в драматургии главными действующими героями являлись мужские персонажи. Если говорить об озорном, всегда тут был парень, исключение – Пеппи Длинный Чулок. Поэтому женские амплуа сложились именно так: хозяйственная бабушка-наставница и капризная внучка. Можно было сделать Мальвину какую-нибудь, но в Нюшу решили запихнуть всё и больше не плодить в сериале женские сущности.
- Почему в Смешариках нет явного антагониста? И была ли хоть раз идея ввести в сериал злодея, хотя бы на некоторое время?
- По поводу идеи злодеев, это изначальная Салаватовская установка: мир без зла. Там есть момент, когда эту роль мог бы занять Бараш, но нет: мир без злодеев выдержан.
- По какому принципу отбирали животных-прототипов для создания персонажей? Почему нет кошки или собачки, таких явно любимых и популярных зверей, или редких вомбата и тапира?
- Животных отбирали по признаку вписывания в шар. В "Сластёнах", например, фигурировал Гусений, но он преобразовался из гуся в пингвина как более круглого. Копатыч был раньше Бульдо-огородником и одновременно художником-импрессионистом. Изначально я по научению Анатолия Прохорова создавал такую сетку: упал камень-событие – и каждый персонаж должен был отреагировать на него по-разному. Если реакции в чём-то повторялись, то они должны были отличаться в другом. Вот такая интересная математическая логистическая расстановка персонажей.
- А кто из людей послужил прототипами для героев сериала?
- Людей-прототипов особо не было, ну, разве что обобщённые маски: еврей-ученый Лосяш или немецкий изобретатель Пин. А меня студия ассоциировала с Кар-Карычем. Но личностных прототипов не имелось.
- Могут ли Крош и Ёжик состарится?
- Крош и Ёжик состарится не могут в рамках той идеи, которая зафиксировала их в определённом образе. Эта компания на все времена. Разве что где-нибудь в полном метре пофантазировать по поводу их возраста. Так что и через десять лет они будут такими же.
- Как Вы относитесь к тому, что придуманные Вами персонажи уже живут самостоятельной жизнью?
- Естественно, радостно. Это труд большой компании, но само слово придумано мною. Мне приятно, как истинному папе в применении к целому миру, созданному нами коллективно, что смешарики путешествуют по детским умам.
- Каким был самый неожиданный вопрос о сериале, который Вам когда-либо задавали?
- Самый неожиданный вопрос задали вы – про вомбатов и тапиров. Кто они такие, объяснять российским детям было бы сложно.
- У Вас много "хулиганских" стихов. А в жизни Вы любите похулиганить?
- С годами хулиганство спадает чуть-суть, но в юности его было много. Однажды с рижским поэтом Максимом Супрунюком у нас была целая акция. Нужно было спуститься с балкона Дома книги – это примерно десять метров – и повторить подвиг кошки Хармса, которая "отчасти идет по дороге, отчасти по воздуху плавно летит"... Мы пошли в Дом книги, предупредили, что спустимся по канату, а потом, обвязанные шарами, изобразим из себя кошек. Но канат был не ахти какой проверенный, поэтому хорошо, что в последний момент пришел пожарный Дома книги и приказал выгнать "этих идиотов".
- Какие книги Вы любили читать в детстве? А теперь?
- В детстве любил читать географические приключения и фантастику, как и все мальчики, наверное. Сейчас люблю читать коллег, но моё открытие, не ослабевающее с юности – Платонов.
- Когда, по-Вашему, заканчивается детство?
- Детство заканчивается, когда человек начинает делать что-то с оглядкой, потому что ребенок – свободный человек и действует, не подчиняясь табу, чем, в принципе, и раздражает взрослых, а когда начинает сознательно себя контролировать, тогда детство и заканчивается.
- Что Вы ждёте от фестиваля "Зарни кыв"?
- Студенческая юность свела меня с Сыктывкаром в стройотряде, и много чего связано с этой порой. Так что жду встречи с юностью.
Полина Романова
Последние новости
Поддержка онкобольных расширяется в Сыктывкаре и Ухте
С 2025 года пациенты смогут получать компенсацию за четыре поездки на лечение.
Бюджет Республики Коми на 2025 год: ключевые решения межведомственной комиссии
Решения о финансировании различных программ и проектов для поддержки экономики и социальной сферы.
Завершение расследования уголовного дела в Ухте
Следственный комитет подводит итоги дела против 33-летнего мужчины.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований