Научить детей доброму юмору
Кристина Старокожко, благодаря своим творческим способностям, скажем, могла бы, стать актрисой или кинорежиссером, или писать стихи…, а она посвятила свою жизнь дошкольной педагогике,
Кристина Старокожко, благодаря своим творческим способностям, скажем, могла бы, стать актрисой или кинорежиссером, или писать стихи…, а она посвятила свою жизнь дошкольной педагогике, проработав в системе дошкольного образования нашего города 25 лет. В минувшем учебном году она участвовала во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России 2023», стала победителем муниципального этапа и лауреатам III степени республиканского этапа. Победить соперников ей помог… юмор! Вернее, студия юмора, которую она создала с воспитанниками своей группы в детском саду № 42 «Аленка» и которая привлекла внимание жюри и вызвала интерес конкурсантов.
– Я проработала 22 года в одном детском саду, – рассказывает Кристина Викторовна, – а затем мне пришлось перейти в другой. Получилось, что я пришла в новый детский коллектив, в уже сложившуюся группу старшего дошкольного возраста и передо мной стояла задача влиться в этот сложившийся коллектив, чтобы дети меня приняли. Будучи человеком жизнерадостным и творческим, я решила сделать это, используя потенциал юмора и необычные предметы из «чемодана смеха».
Каждое утро в нашей группе начиналось с «минутки смеха», когда из необычного чемодана появлялись атрибуты для обыгрывания юмористических пантомим, картинки- смешинки, калоши счастья. Ребята делились секретами хорошего настроения, рассказывали о забавных случаях, которые с ними случались по дороге в детский сад. Я делилась своими смешными историями из серии «Когда я была маленькой».
Ребята воодушевились «минутками смеха» и стали проявлять инициативу по наполнению чемодана своими идеями – так в нём нашли свое место «коврик и мешочек смеха», авторские клоуны, юмористические тантамарески (стенды для фотосъемки с отверстиями для лица).
Дети так живо откликались на смешное, что я решила направить юмор на решение педагогических задач.
– Кристина Викторовна, чувство юмора – это врожденное качество или его можно воспитывать?
– Его точно можно воспитывать. Я сама в детстве была очень зажата, нас с сестрой-близняшкой воспитывала мама. Она работала учителем. Какой там юмор? Не мы, а над нами с сестрой чаще смеялись и порой жестоко, как над «гадкими утятами». Воспоминание о том времени и родило у меня желание научить детей доброму юмору, юмору без злого умысла, научить не смеяться над болезнью, над внешними недостатками человека, чтобы они понимали, над чем можно смеяться, а над чем нет.
Вообще-то юмор всегда присутствовал в моей работе, но я как-то не акцентировала на этом внимание. Мы просто много смеялись с детьми, снимали юмористические видео. Одной из наших любимых была тема «Один день из жизни воспитателя», где дети играли и воспитателя, и себя самих. Это были чудесные юмористические ролики.
– Как понять, есть ли у пятилетнего ребенка чувство юмора?
– Я начинала с личных бесед и с чтения произведений Николая Носова, у которого много юмористических произведений. Я стала читать детям и наблюдать, кто как реагирует. Думаю, мне повезло: в группе из 24 человек все откликались на юмор детского писателя.
– Студия юмора – это что?
– Это организованное образовательное пространство группы, где каждый ребенок может реализовать свой замысел, проявить свои способности, найти место для презентации своих творческих идей.
В нашей студии представлено широкое разнообразие наглядных пособий, направленных на развитие эмоционального интеллекта и чувства юмора у старших дошкольников: «театр юмора», «экран настроения», импровизированная «комната смеха», «коробочки хорошего и плохого настроения», дидактические игры «Веселый художник», «Калейдоскоп эмоций» и другие. Совместно с родителями создана и систематически пополняется «Смехотека», которая представлена подборками литературных произведений юмористического содержания, комиксов, медиатекой забавных видео с участием детей и животных, мультколлекцией, сборником шуточных музыкальных произведений.
– Значит, родители тоже окунулись в мир детского юмора…
– Они стали чуть ли не самыми главными участниками наших творческих инициатив Дома с родителями ребята разыгрывают различные юмористические сценки, импровизации, декламируют стихи, рассказывают смешные истории, используя содержимое чемоданчика, наполненного различными атрибутами из театрального центра и студии юмора. Когда чемоданчик возвращается в группу, ребят всегда ждет сюрприз, который подготовила семья.
Юмористическое сочинительство – это еще одна творческая форма, которая прочно прижилась в нашей группе. В какой-то момент я поняла, что у ребят получается придумывать шутки, рифмовки, что это интересно детям, и тогда мы перешли к сочинительству.
Большой популярностью у детей и родителей пользуется «рифма дня» На магнитной доске размещается слово, к которому в течение дня дети придумывают рифмы (зарисовывают, записывают), вечером вместе сочиняют из этих рифм шуточные стихи.
Сочиненные шуточные стишки дети зарисовывают, создают книжки-малышки, которые занимают достойное место в нашей «Смехотеке» и вызывают интерес у ребят из других групп.
На придуманные детьми шутки-минутки мы создаем и озвучиваем рисованные мультфильмы. Создание мультфильма – дело кропотливое и интересное. Каждый находит себе занятие: кто-то из ребят рисует фоновые картинки, героев, кто-то участвует в анимации персонажей, кто-то записывает аудиофайлы. Готовые мультфильмы мы транслируем для ребят всего детского сада.
Мы решили в группе, что будем поздравлять друг друга с днем рождения. Каждый втайне от именинника готовил номер для выступления. Что-то ребята делали с родителями. Мамы и папы вдохновлялись идеей и тоже вместе с детьми снимали ролики, готовили сценки, разучивали песни. Очень у нас была популярна клоунада и, самое главное, что все эти мероприятия вели сами дети. Я тоже была рядовым исполнителем: наряжалась клоуном, показывала свой номер.
– Есть ли пособия, с помощью которых можно было бы вести такую деятельность?
– К сожалению, их очень мало, но мне кажется, что если у воспитателя творческая натура, то он легко и сам все придумает. Я на своем опыте знаю, что многое в жизни может поменяться, многое зависит от приоритетов и расстановки акцентов. Когда у меня родился сын, мое мировоззрение кардинально поменялось. Взгляды поменялись, и работать я стала по-другому, и вообще на детей стала смотреть по-другому. Желаю всем педагогам добавить в повседневность общения с детьми «щепотку смеха, несколько капель радостного настроения и много, много улыбок».
Последние новости
Современное медицинское оборудование для больниц и поликлиник Коми
Региональные лечебные учреждения получили новую технику для улучшения качества медицинской помощи.
Врио главы Коми обсудил здравоохранение с министром РФ
Ростислав Гольдштейн и Михаил Мурашко обсудили ключевые вопросы улучшения медицинской сферы в регионе.
Капремонт крыш в Ухте завершён
В городе отремонтированы две крыши в рамках программы капремонта.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований