08.03.2023

Лариса Кальматкина: «Надо верить в себя, и все получится»

Традиционно сложилось так, что в современной российской литературе значительная часть женщин пишет поэзию.

Традиционно сложилось так, что в современной российской литературе значительная часть женщин пишет поэзию. Проза и драматургия писательницам также подвластны, но здесь в основном проявляют себя мужчины-авторы. Имя писательницы Ларисы Кальматкиной уже хорошо известно в республике, сейчас она «штурмует» литературные высоты на российском уровне. Лариса пишет прозу, сочиняет стихи, а по собственной пьесе сама же поставила спектакль. Уникальность Ларисы еще и в том, что она одинаково свободно пишет как на родном коми, так и на русском языке. В преддверии Международного женского дня Лариса рассказала «Республике» о том, как стать писателем.

– Как и когда вы решили стать писателем?

– Интересный вопрос. Жизнь ведет нас своими путями, и мы не всегда знаем, где и кем окажемся в то или иное время. Я просто пишу, сочиняю, и мне это нравится. Не думаю о том, писатель я или нет. Просто каждый день делаю шаг в сторону своей мечты.

– С чего начали?

– Мне всегда нравилась литература. С детства много читала, сумками таскала из библиотеки книги. Сочинения в школе давались легко. Лет в 12 начала сочинять стихи. Показала их как-то учительнице русского языка. На следующий день она говорит: «Перебрала дома подшивки журналов «Работница» и «Крестьянка», искала, откуда ты это списала, и не нашла». Некоторые стихи на коми и русском языках стали песнями благодаря композитору Марку Новосёлову, педагогам Любови Глазыриной и Людмиле Самойловой. Став взрослее, я показала свои стихи нескольким профессионалам, они мои вирши не оценили. С тех пор как отрезало. Но строчки иногда прилетают, и я их записываю. Может, когда-нибудь пригодятся.

В 24 года я находилась в декретном отпуске и сочинила первые рассказы – «Я никогда не увижу Парижа», «Посмотрю, и всё», «Зимним вечером», «Были декабри и теплее». Потом был большой перерыв, в четверть века, когда я не писала художественных текстов.

В это время я работала в редакции газеты «Маяк Сысолы», и мои материалы выходили в виде интервью, статьей, заметок, репортажей, очерков. В редакции мне нравилось. Во-первых, это общение с людьми, у большинства из которых интересная судьба, во-вторых, бесценный опыт работы с текстами.

Журналистика – тоже творчество, но немного другого плана. Мне все время хотелось написать книгу, и каждый раз я откладывала эту идею. Надо было растить детей, их у нас пятеро, зарабатывать на хлеб насущный. К тому же пятнадцать лет назад я записалась в театральную студию при районном Доме культуры и много времени уделяла репетициям и выступлениям.

Теперь дети выросли, я поменяла сферу деятельности – веду кружки в школе, появилось время на сочинительство. И тут меня словно прорвало. За два года я написала четыре десятка рассказов, несколько сказок и пьесу.

Как это ни странно прозвучит, сдвинуться с мертвой точки помогла пандемия. Когда нас отправили работать на дистант, неожиданно появилось время на творчество. В интернете я наткнулась на страницу мастерской детской писательницы Анны Никольской и записалась к ней на тренинг. Учеба вселила в меня уверенность. Анна наставляла, что надо верить в себя, что все получится и самое интересное еще впереди. Также она говорила, что дальше будет легче, просто надо писать каждый день.

Я стала практиковать ведение утренних страниц. Каждое утро записываю три страницы текста. Это что-то наподобие дневника, где собираются интересные наблюдения, диалоги, мысли. И перед сном фиксирую все, что показалось мне интересным за день. За два года скопилось около двадцати «томов» таких записей. Можно черпать из них идеи для произведений. Так у меня родилась детская книжка «Боря Синицын и чудо-птицы», куда вошли мои наблюдения за пернатыми. Из дневниковых заметок выросли и рассказы «Небо, я тебя вижу!», «Из писем Марты», цикл миниатюр.

– Советы начинающим авторам. Что читать? Как писать?

– Честно говоря, я сама еще нуждаюсь в советах и поддержке. Хорошо, что есть люди, которые неравнодушны к моему творчеству, читают, делятся своими отзывами. Но думаю, даже если бы этого не было, я бы не перестала писать. Это внутренняя потребность, и от нее никуда не убежать. Я бы даже сказала, это естественный ход моей жизни.

Помимо Анны Никольской на пути к писательству мне помогает своими советами и тренингами писатель и сценарист Александр Молчанов. О его сценарной мастерской я тоже узнала из интернета.

Также меня поддерживают в нашем Союзе писателей – Елена Габова, Андрей Попов, Елена Афанасьева, Любовь Ануфриева, приглашают на семинары начинающих литераторов. Эти встречи много дают как в плане общения с единомышленниками, так и в плане обретения уверенности в своих силах.

На семинаре русских авторов я познакомилась с Верой Туисовой, Александром Герасименко, Полиной Романовой, Денисом Поповым. С интересом слежу за их творчеством, у каждого из них свой особый, неповторимый голос. На семинаре начинающих коми писателей в прошлом году я встретилась с Любовью Лодыгиной, Верой Королёвой, Евгением Юшковым, Таисией Чаплыгиной, Натальей Дёминой. Каждый из них также уникален и самобытен по-своему.

Хотя в роли советчика и старшего товарища мне все же приходится выступать перед юными писателями и поэтами. В Визингской школе я, помимо прочего, веду кружок журналистики. Мы с ребятами ежемесячно выпускаем школьную газету на десяти листах А4 в цветном оформлении. Как-то так получилось, что почти половина объема нашего издания занята рассказами, сказками и стихами. У нас очень интересные авторы – Мария Пунегова, Семён Цыпанов, Елизавета Терентьева, сестры Лана и Эльвира Колиповы. Вот им я даю советы. Мы вместе растем, творим, сочиняем. Хочется верить, что во взрослой жизни писательство не отойдет у них на второй план.

– Может ли литература сегодня прокормить автора?

– Наверное, известных писателей литература может прокормить. Мне же пока выплачивает гонорар только один журнал – «Войвыв кодзув». Остальные журналы безгонорарные, либо приходится приплачивать самой, чтобы быть опубликованной в том или ином издании. Но я пока делаю первые шаги в литературе, поэтому отношусь к ситуации с пониманием.

– Что вы пишете?

– Чаще всего у меня рождаются юмористические рассказы. И моя первая пьеса «Марго да колье» – комедия. Мне хочется, чтобы читатели, зрители улыбались, знакомясь с моими произведениями. Я и сама люблю посмеяться. Доброго юмора в нашей жизни сейчас так не хватает.

Несколько рассказов я написала в жанре социальной фантастики – «Сердце робота», «Следы», «Прореха». Мне нравится, когда в повествовании происходит что-то необычное, неожиданное. И еще нравится, когда история заканчивается хорошо.

Лариса Кальматкина (Момотова) родилась в 1972 году в селе Гагшор Сысольского района Республики Коми. Училась в Гагшорской начальной и Пыёлдинской средней школах. Окончила исторический факультет Сыктывкарского госуниверситета. Трудовую биографию начала учителем в Пыёлдинской школе. Затем четверть века проработала в журналистике – была сотрудником районной газеты «Маяк Сысолы». Три года трудилась в Музее истории и культуры Сысольского района. Сейчас она педагог дополнительного образования Визингской средней школы и ведет кружки по журналистике и музейному делу. Помимо этого, Лариса – художественный руководитель народной театральной студии «Шоныд рыт» и мать пятерых детей – в семье четыре дочки и сын.

В 2021 году отмечена поощрительным дипломом за «Лучший дебют» в литературном конкурсе «Эзысь борд» («Серебряное крыло»), организованном журналом «Войвыв кодзув» при поддержке Министерства национальной политики РК. В 2022 году признана лауреатом V Международного литературного конкурса «Славянское слово» в номинации «Сатира и юмор» (первое место).

Есть у меня и детские произведения. Часть из них родилась из воспоминаний: рассказы «Бинго», «Две сестры», «Стирка» и другие. Пока не стала заниматься у Анны Никольской, даже не предполагала, что могу писать для детей.

В 2021 году Центральная районная библиотека Визинги помогла мне выпустить книжку для детей под названием «Жираф». Сейчас готовим к печати сборник рассказов «Боря Синицын и чудо-птицы». В ней будут замечательные иллюстрации художницы из Визинги Ольги Голосовой. Я часто встречаюсь с юными читателями, они с удовольствием читают мои рассказы, рисуют к ним иллюстрации.

Кстати, почти со всеми моими произведениями можно познакомиться на сайте ЛитРес и в группах «Ларины истории» и «Лара гижö» в социальной сети «ВКонтакте».

– Как и где публиковаться?

– Я отправляю свои произведения в разные журналы, на литературные конкурсы. Нахожу информацию в интернете. Из журналов наиболее тесное сотрудничество налажено с журналами «Ротонда» (Киров) и «Войвыв кодзув». Также рассказы публиковались в альманахах «Белый бор» и в московском «Новое слово». Сейчас моими произведениями заинтересовался журнал «Дальний Восток». Печаталась в сборниках «Авторы XXI века», «Лето Остров», «Питер», «Осенний блюз» и других.

Если говорить о конкурсах, то самое большое достижение – первое место в международном конкурсе «Славянское слово» в номинации «Сатира и юмор».

Не могу обойти вниманием родную газету «Маяк Сысолы», где выходит «Литературная страница», на которой охотно размещают мои работы на коми и русском языках.

Большой книги у меня пока нет, хотя многие спрашивают. Особенно те, кто знаком с моими текстами в интернете. Мне и самой очень хочется, чтобы в этом году книга появилась, ведь я так давно о ней мечтаю.

– Как удается совмещать творчество, работу, воспитание пятерых детей, домашние дела?

– Как-то само собой все совмещается. Бывает, конечно, что накатывает усталость. Но ведь от любого труда устаешь. А потом все возвращается на круги своя, и жизнь продолжается.

– Где вы берете сюжеты для своих произведений?

– Сюжеты для произведений есть везде. Они буквально витают в воздухе, просятся на бумагу. Жаль, что времени не хватает, чтобы все их зафиксировать на бумаге.

– Самые интересные читательские отзывы?

– Отзывы я собираю в группе «Ларины истории» и иногда перечитываю. Они мотивируют меня на дальнейшую работу. Если в тебя верят, уже не так страшно бросаться в дебри новых текстов.

Вот что писала Анна Никольская, когда я занималась у нее в группе: «У тебя божий дар – тонкий, тоненький даже юмор. Что-то английское в нем есть. И это вкупе с самоиронией и каким-то детским наивом – драгоценность настоящая. Это твой уникальный голос. Тебе его не нужно откапывать, ты им уже звучишь. И это может стать твоим стилем – любимым и узнаваемым многими. Начало прекрасное».

А вот отзыв редактора альманаха «Новое слово» Максима Федосова: «Очень понравились ваши рассказы, скажу даже больше – у вас необычная манера повествования, свежие повороты сюжета. Вы пишете нестандартно, и этим сразу привлекаете. Начиная читать первый рассказ, уже не бросишь чтение, пока не дочитаешь до последнего рассказа».

А это написала преподаватель Коми республиканского колледжа культуры Вера Морозова после прочтения пьесы «Марго да колье»: «Прежде всего разрешите поздравить Вас с итогом многих сомнений, бессонных ночей и прочих неизбежных сопутствующих моментов любого творчества, в том числе и драматургического. Итак, Вы написали пьесу. Конечно, Вы у себя в коллективе уже можете ее и поставить. И даже испытать успех от приема спектакля зрителем. Успех – важное средство укрепления уверенности в своих возможностях. Вы не оставляйте драматургию. Вгрызайтесь в нее, сочиняйте дальше. Была рада познакомиться с новым драматургом. Творческого самочувствия, терпения и бесконечной охоты фантазировать!»

И здесь надо отметить, что пьесу «Марго да колье» мы поставили на сцене. Участники народной театральной студии «Шоныд рыт» из Визинги выступили с ней в Сыктывкаре, Куратово, Визинге, Койгородке, Межадоре. Так уж получилось, что я не только автор пьесы, но и режиссер. Театр не оставляет меня. После литературы это вторая моя большая любовь.

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото из архива Ларисы Кальматкиной

Последние новости

В Коми предприниматели развивают свое дело

в самых разных сферах при поддержке правительства региона О том, насколько она эффективна, рассказали представители МСП.

Это случилось: Голикова назвал новый размер пенсии для всех россиян в марте

Фото из архива "Про Города" В марте 2024 года средний размер страховой пенсии по старости для неработающих граждан России будет увеличен до 18 521 рубля.

Пенсии решили повысить во второй раз. Пенсионерам объявили о долгожданном сюрпризе

Пенсионерам было объявлено о новых изменениях в процессе индексации пенсий.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *