Лариса Кальматкина: «Надо верить в себя, и все получится»

Традиционно сложилось так, что в современной российской литературе значительная часть женщин пишет поэзию.

Традиционно сложилось так, что в современной российской литературе значительная часть женщин пишет поэзию. Проза и драматургия писательницам также подвластны, но здесь в основном проявляют себя мужчины-авторы. Имя писательницы Ларисы Кальматкиной уже хорошо известно в республике, сейчас она «штурмует» литературные высоты на российском уровне. Лариса пишет прозу, сочиняет стихи, а по собственной пьесе сама же поставила спектакль. Уникальность Ларисы еще и в том, что она одинаково свободно пишет как на родном коми, так и на русском языке. В преддверии Международного женского дня Лариса рассказала «Республике» о том, как стать писателем.

– Как и когда вы решили стать писателем?

– Интересный вопрос. Жизнь ведет нас своими путями, и мы не всегда знаем, где и кем окажемся в то или иное время. Я просто пишу, сочиняю, и мне это нравится. Не думаю о том, писатель я или нет. Просто каждый день делаю шаг в сторону своей мечты.

– С чего начали?

– Мне всегда нравилась литература. С детства много читала, сумками таскала из библиотеки книги. Сочинения в школе давались легко. Лет в 12 начала сочинять стихи. Показала их как-то учительнице русского языка. На следующий день она говорит: «Перебрала дома подшивки журналов «Работница» и «Крестьянка», искала, откуда ты это списала, и не нашла». Некоторые стихи на коми и русском языках стали песнями благодаря композитору Марку Новосёлову, педагогам Любови Глазыриной и Людмиле Самойловой. Став взрослее, я показала свои стихи нескольким профессионалам, они мои вирши не оценили. С тех пор как отрезало. Но строчки иногда прилетают, и я их записываю. Может, когда-нибудь пригодятся.

В 24 года я находилась в декретном отпуске и сочинила первые рассказы – «Я никогда не увижу Парижа», «Посмотрю, и всё», «Зимним вечером», «Были декабри и теплее». Потом был большой перерыв, в четверть века, когда я не писала художественных текстов.

В это время я работала в редакции газеты «Маяк Сысолы», и мои материалы выходили в виде интервью, статьей, заметок, репортажей, очерков. В редакции мне нравилось. Во-первых, это общение с людьми, у большинства из которых интересная судьба, во-вторых, бесценный опыт работы с текстами.

Журналистика – тоже творчество, но немного другого плана. Мне все время хотелось написать книгу, и каждый раз я откладывала эту идею. Надо было растить детей, их у нас пятеро, зарабатывать на хлеб насущный. К тому же пятнадцать лет назад я записалась в театральную студию при районном Доме культуры и много времени уделяла репетициям и выступлениям.

Теперь дети выросли, я поменяла сферу деятельности – веду кружки в школе, появилось время на сочинительство. И тут меня словно прорвало. За два года я написала четыре десятка рассказов, несколько сказок и пьесу.

Как это ни странно прозвучит, сдвинуться с мертвой точки помогла пандемия. Когда нас отправили работать на дистант, неожиданно появилось время на творчество. В интернете я наткнулась на страницу мастерской детской писательницы Анны Никольской и записалась к ней на тренинг. Учеба вселила в меня уверенность. Анна наставляла, что надо верить в себя, что все получится и самое интересное еще впереди. Также она говорила, что дальше будет легче, просто надо писать каждый день.

Я стала практиковать ведение утренних страниц. Каждое утро записываю три страницы текста. Это что-то наподобие дневника, где собираются интересные наблюдения, диалоги, мысли. И перед сном фиксирую все, что показалось мне интересным за день. За два года скопилось около двадцати «томов» таких записей. Можно черпать из них идеи для произведений. Так у меня родилась детская книжка «Боря Синицын и чудо-птицы», куда вошли мои наблюдения за пернатыми. Из дневниковых заметок выросли и рассказы «Небо, я тебя вижу!», «Из писем Марты», цикл миниатюр.

– Советы начинающим авторам. Что читать? Как писать?

– Честно говоря, я сама еще нуждаюсь в советах и поддержке. Хорошо, что есть люди, которые неравнодушны к моему творчеству, читают, делятся своими отзывами. Но думаю, даже если бы этого не было, я бы не перестала писать. Это внутренняя потребность, и от нее никуда не убежать. Я бы даже сказала, это естественный ход моей жизни.

Помимо Анны Никольской на пути к писательству мне помогает своими советами и тренингами писатель и сценарист Александр Молчанов. О его сценарной мастерской я тоже узнала из интернета.

Также меня поддерживают в нашем Союзе писателей – Елена Габова, Андрей Попов, Елена Афанасьева, Любовь Ануфриева, приглашают на семинары начинающих литераторов. Эти встречи много дают как в плане общения с единомышленниками, так и в плане обретения уверенности в своих силах.

На семинаре русских авторов я познакомилась с Верой Туисовой, Александром Герасименко, Полиной Романовой, Денисом Поповым. С интересом слежу за их творчеством, у каждого из них свой особый, неповторимый голос. На семинаре начинающих коми писателей в прошлом году я встретилась с Любовью Лодыгиной, Верой Королёвой, Евгением Юшковым, Таисией Чаплыгиной, Натальей Дёминой. Каждый из них также уникален и самобытен по-своему.

Хотя в роли советчика и старшего товарища мне все же приходится выступать перед юными писателями и поэтами. В Визингской школе я, помимо прочего, веду кружок журналистики. Мы с ребятами ежемесячно выпускаем школьную газету на десяти листах А4 в цветном оформлении. Как-то так получилось, что почти половина объема нашего издания занята рассказами, сказками и стихами. У нас очень интересные авторы – Мария Пунегова, Семён Цыпанов, Елизавета Терентьева, сестры Лана и Эльвира Колиповы. Вот им я даю советы. Мы вместе растем, творим, сочиняем. Хочется верить, что во взрослой жизни писательство не отойдет у них на второй план.

– Может ли литература сегодня прокормить автора?

– Наверное, известных писателей литература может прокормить. Мне же пока выплачивает гонорар только один журнал – «Войвыв кодзув». Остальные журналы безгонорарные, либо приходится приплачивать самой, чтобы быть опубликованной в том или ином издании. Но я пока делаю первые шаги в литературе, поэтому отношусь к ситуации с пониманием.

– Что вы пишете?

– Чаще всего у меня рождаются юмористические рассказы. И моя первая пьеса «Марго да колье» – комедия. Мне хочется, чтобы читатели, зрители улыбались, знакомясь с моими произведениями. Я и сама люблю посмеяться. Доброго юмора в нашей жизни сейчас так не хватает.

Несколько рассказов я написала в жанре социальной фантастики – «Сердце робота», «Следы», «Прореха». Мне нравится, когда в повествовании происходит что-то необычное, неожиданное. И еще нравится, когда история заканчивается хорошо.

Лариса Кальматкина (Момотова) родилась в 1972 году в селе Гагшор Сысольского района Республики Коми. Училась в Гагшорской начальной и Пыёлдинской средней школах. Окончила исторический факультет Сыктывкарского госуниверситета. Трудовую биографию начала учителем в Пыёлдинской школе. Затем четверть века проработала в журналистике – была сотрудником районной газеты «Маяк Сысолы». Три года трудилась в Музее истории и культуры Сысольского района. Сейчас она педагог дополнительного образования Визингской средней школы и ведет кружки по журналистике и музейному делу. Помимо этого, Лариса – художественный руководитель народной театральной студии «Шоныд рыт» и мать пятерых детей – в семье четыре дочки и сын.

В 2021 году отмечена поощрительным дипломом за «Лучший дебют» в литературном конкурсе «Эзысь борд» («Серебряное крыло»), организованном журналом «Войвыв кодзув» при поддержке Министерства национальной политики РК. В 2022 году признана лауреатом V Международного литературного конкурса «Славянское слово» в номинации «Сатира и юмор» (первое место).

Есть у меня и детские произведения. Часть из них родилась из воспоминаний: рассказы «Бинго», «Две сестры», «Стирка» и другие. Пока не стала заниматься у Анны Никольской, даже не предполагала, что могу писать для детей.

В 2021 году Центральная районная библиотека Визинги помогла мне выпустить книжку для детей под названием «Жираф». Сейчас готовим к печати сборник рассказов «Боря Синицын и чудо-птицы». В ней будут замечательные иллюстрации художницы из Визинги Ольги Голосовой. Я часто встречаюсь с юными читателями, они с удовольствием читают мои рассказы, рисуют к ним иллюстрации.

Кстати, почти со всеми моими произведениями можно познакомиться на сайте ЛитРес и в группах «Ларины истории» и «Лара гижö» в социальной сети «ВКонтакте».

– Как и где публиковаться?

– Я отправляю свои произведения в разные журналы, на литературные конкурсы. Нахожу информацию в интернете. Из журналов наиболее тесное сотрудничество налажено с журналами «Ротонда» (Киров) и «Войвыв кодзув». Также рассказы публиковались в альманахах «Белый бор» и в московском «Новое слово». Сейчас моими произведениями заинтересовался журнал «Дальний Восток». Печаталась в сборниках «Авторы XXI века», «Лето Остров», «Питер», «Осенний блюз» и других.

Если говорить о конкурсах, то самое большое достижение – первое место в международном конкурсе «Славянское слово» в номинации «Сатира и юмор».

Не могу обойти вниманием родную газету «Маяк Сысолы», где выходит «Литературная страница», на которой охотно размещают мои работы на коми и русском языках.

Большой книги у меня пока нет, хотя многие спрашивают. Особенно те, кто знаком с моими текстами в интернете. Мне и самой очень хочется, чтобы в этом году книга появилась, ведь я так давно о ней мечтаю.

– Как удается совмещать творчество, работу, воспитание пятерых детей, домашние дела?

– Как-то само собой все совмещается. Бывает, конечно, что накатывает усталость. Но ведь от любого труда устаешь. А потом все возвращается на круги своя, и жизнь продолжается.

– Где вы берете сюжеты для своих произведений?

– Сюжеты для произведений есть везде. Они буквально витают в воздухе, просятся на бумагу. Жаль, что времени не хватает, чтобы все их зафиксировать на бумаге.

– Самые интересные читательские отзывы?

– Отзывы я собираю в группе «Ларины истории» и иногда перечитываю. Они мотивируют меня на дальнейшую работу. Если в тебя верят, уже не так страшно бросаться в дебри новых текстов.

Вот что писала Анна Никольская, когда я занималась у нее в группе: «У тебя божий дар – тонкий, тоненький даже юмор. Что-то английское в нем есть. И это вкупе с самоиронией и каким-то детским наивом – драгоценность настоящая. Это твой уникальный голос. Тебе его не нужно откапывать, ты им уже звучишь. И это может стать твоим стилем – любимым и узнаваемым многими. Начало прекрасное».

А вот отзыв редактора альманаха «Новое слово» Максима Федосова: «Очень понравились ваши рассказы, скажу даже больше – у вас необычная манера повествования, свежие повороты сюжета. Вы пишете нестандартно, и этим сразу привлекаете. Начиная читать первый рассказ, уже не бросишь чтение, пока не дочитаешь до последнего рассказа».

А это написала преподаватель Коми республиканского колледжа культуры Вера Морозова после прочтения пьесы «Марго да колье»: «Прежде всего разрешите поздравить Вас с итогом многих сомнений, бессонных ночей и прочих неизбежных сопутствующих моментов любого творчества, в том числе и драматургического. Итак, Вы написали пьесу. Конечно, Вы у себя в коллективе уже можете ее и поставить. И даже испытать успех от приема спектакля зрителем. Успех – важное средство укрепления уверенности в своих возможностях. Вы не оставляйте драматургию. Вгрызайтесь в нее, сочиняйте дальше. Была рада познакомиться с новым драматургом. Творческого самочувствия, терпения и бесконечной охоты фантазировать!»

И здесь надо отметить, что пьесу «Марго да колье» мы поставили на сцене. Участники народной театральной студии «Шоныд рыт» из Визинги выступили с ней в Сыктывкаре, Куратово, Визинге, Койгородке, Межадоре. Так уж получилось, что я не только автор пьесы, но и режиссер. Театр не оставляет меня. После литературы это вторая моя большая любовь.

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото из архива Ларисы Кальматкиной

Последние новости

Выборы в Коми: голосование началось в нескольких муниципалитетах

В регионе пройдут 11 избирательных кампаний различного уровня.

Выборы в Ухте: начался процесс голосования по Боровскому округу

Жители Ухты могут выразить свои предпочтения на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми.

Строительство газохимического комплекса меняет судьбу Воркуты

Новый проект создаст тысячи рабочих мест и привлечет значительные инвестиции в регион.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Щёкино с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *