Красота по-коми
В старину у многих народов, в том числе и у коми и коми-пермяков, женщины на людях обязательно должны были появляться только с покрытой головой.
В старину у многих народов, в том числе и у коми и коми-пермяков, женщины на людях обязательно должны были появляться только с покрытой головой. Помню, как моя ижемская бабушка только на ночь снимала головной убор, и даже фото на паспорте у нее было с покрытой головой.
Женские головные уборы у каждой из этнографических групп коми народа были свои. Отличались они и у коми-пермяцких женщин. Увидеть все это разнообразие сыктывкарцы могут на открывшейся 23 ноября в Финно-угорском культурном центре России фотовыставке коми-пермяцких женских головных уборов «Баба юр».
В Коми-Пермяцком этнокультурном центре в Кудымкаре реконструировали ряд традиционных головных уборов и на их основе создали фотоснимки, которые в рамках Года культурного наследия народов России представили в Сыктывкаре.
На фотографиях – самшуры, использовавшиеся в конце XIX века, шамшуры, характерные для замужних женщин юга Коми-Пермяцкого округа, кокошники, украшенные речным жемчугом, перламутровыми бусинами, металлизированными нитями и бисером.
Сложными и разнообразными были женские головные уборы коми-пермячек. Иногда именно они отличали костюмы одной этнографической группы коми-пермяков от другой. Южные коми-пермячки носили самшуру и шамшуру. Самшуры шились чаще всего из домашнего холста и простегивались льняной куделей, а лицевая их часть шилась из красного ситца или сатина. Верхняя твердая часть головных уборов богато орнаментировалась вышивкой нитками или бисером.
Несколько иной вид шамшуры бытовал у верхнекамских коми-пермяков. Ее носили с платком, при этом было известно два варианта подвязывания платка: в первом случае он полностью закрывал головной убор, во втором – укладывался в виде ленты и повязывался так, что твердая орнаментированная часть головного убора оставалась открытой. У северных и язьвинских коми-пермячек бытовали однорогие кокошники. Твердое очелье таких головных уборов богато орнаментировалось вышивкой бисером, перламутром, речным жемчугом. Поверх кокошника в прошлом носили древний полотенцеобразный головной убор – платом. Его ткали на ткацком стане с узором, который покрывал весь головной убор. Позднее на смену плату пришли домотканые или покупные квадратные платки, которые также дополняли головной убор. На смену древним головным уборам на рубеже XIX–XX веков пришли мягкие шапочки моршень. Еще и сегодня эти головные уборы в некоторых деревнях носят бабушки. Меньшим разнообразием отличались девичьи головные уборы – налобные повязки и головные ленты.
На открытии мероприятия традиционные костюмы и женские головные уборы продемонстрировали активистки национально-культурной автономии коми-пермяков Сыктывкара. На выставке представлено и несколько подлинных головных уборов, а после официального открытия все желающие могли их примерить и сфотографироваться.
Фотовыставка будет работать до 15 декабря. ↓
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Последние новости
В Коми открываются новые женские консультации
Три новые консультации будут работать в селах Усть-Кулом, Прилузье и Сыктывдин.
Пожар в Ухте: спасены 12 человек
В результате пожара в квартире жилого дома эвакуированы 70 жильцов.
Профилактические мероприятия в образовании Усть-Цилемского района
Результаты тематического месячника «Я принимаю вызов» и социально-психологического тестирования.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией