Еловый запах, живой олень и коктейль "Торлопов": в Сыктывкаре прогремели "Легенды Коми края"
Фото Владимира Шешкунаса Премьера мультимедийного театрализованного шоу "Легенды Коми края", посвященного 100-летию Коми, состоялась в Сыктывкаре 9 апреля.
Премьера мультимедийного театрализованного шоу "Легенды Коми края", посвященного 100-летию Коми, состоялась в Сыктывкаре 9 апреля. Ночью зрители Коми республиканской филармонии смогли насладиться запахом живых елей, отведать коктейль "Торлопов" и погладить живого оленя.
Напомним , творческая команда из Москвы, Усинска и Ухты совместно с филармонией провели эксперимент над бессознательным. Сыктывкарцы и гости столицы увидели адаптированную под зрителя XXI века мифологию Коми. Здание и коллектив филармонии справились с "космическими" нагрузками. На проект было выделено 8,5 млн руб, в том числе грант главы Коми.
Как рассказал в преддверии премьеры режиссер-постановщик шоу Георгий Новиков, этот проект стал большим экспериментом как для коллектива филармонии, так и для здания. Оркестр сначала сказал категорическое "нет", но эксперимент все-таки состоялся.
О том, как пережили эксперимент руководитель ансамбля "Асъя кыа" Дмитрий Бушуев и главный дирижер ансамбля Алексей Чашников, - в репортаже "Комиинформа". Последователям старинных традиций коми пришлось нелегко под напором современности.
Основная часть шоу представлена эпизодами времен года: "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Первые два составлены из вокально-хореографических сюит и номеров из золотого фонда и фрагментов последних премьерных программ ансамбля" Асъя кыа". В их основе - традиции гуляний и праздников разных районов Коми, в том числе сысольский "Гажа валяй", ижемский "Луд" и пасхальные качели.
Это свежий взгляд на классическое наследие ансамбля. Два эпизода – "Осень" (постановщик – Д.Бушуев) и "Зима" (постановщики – Светлана Лутошкина, Дмитрий Татарников) – создавались специально для шоу.
В основу первого лег Праздник охотника "Вöралысьяслöн гаж" , который проходит в деревне Еремеево Троицко-Печорского района и традиционно собирает лучших охотников республики. Языком музыки и танца представлен сам промысел, ожидание девушек возвращения долгожданных охотников с богатой добычей и яркие фрагменты вечерних гуляний.
Самой зрелищной частью эпизода, насыщенной танцевальными трюками в исполнении мужской группы балета, стало "Состязания охотников" ("Медбур кыйсьысь"). Именно во время состязаний каждый охотник мог проявить свою силу, ловкость, удаль, меткость и смекалку.
Также свое сценическое воплощение получила обязательная часть праздника – танец "Еремеевский марш" ("Ылыдзса марш"), появившийся в начале XX века, исполняемый на живописном берегу реки Илыч и состоящий из полусотни фигур, связанных с бытом и промыслом охотников.
Жизнь тундры стала основой эпизода "Зима", который завершил панораму шоу. Он составлен из интересных хореографических картин разного настроения: мороз, сборы оленеводов и их праздник. Одна из картин представила фантазию на тему легенды о Золоторогом олене: олененок превратился в прекрасную девушку, которая подарила золотой рог оленеводу, пожалевшему ее когда-то и не ставшему ловить.
В эпизоде нашли воплощение популярные в коми фольклоре истории о духах и колдунах, это было сделано через собирательный образ шаманов и магическую атмосферу на сцене. В хореографии эпизода появилась новая пластика, лексика и ритмические моменты. В качестве смелого эксперимента постановщики разработали несколько трюковых вставок из современной хореографии.
Впервые на сцене пел и танцевал солист оркестра, который играл на балалайке.
"Слава богу, балет и артисты хора справились со своей задачей, - отметил руководитель ансамбля "Асъя кыа" Дмитрий Бушуев. - Московские постановщики привнесли оригинальное видение нашей северной зимы. Сегодня у нас в ансамбле 10 пар стабильных, сильных, молодых артистов. Для них хореография была усложнена максимально, добавлен современный танец, придумали трюки, в том числе для женщин".
Музыкальное оформление шоу было разработано на основе традиционного материала. Частично звучание оркестра было обновлено благодаря специально созданным аранжировкам, саунд-дизайну видео роликов. Одним из ярких примеров такого сочетания стал первый номер шоу, где коми народные темы оказались интегрированы в единое современное музыкальное полотно.
В программе также прозвучали коми народная музыка, сочинения коми композиторов-классиков – Якова Перепелицы и Прометея Чисталева, Владимира Самарина музыка современных композиторов – Александра Горчакова, Василия Гущина, Алексея Чашникова, созданная, в том числе, специально для шоу.
В музыкальное полотна шоу органично вплелись звукоподражание завыванию ветра, возгласам шамана, отголоскам мистических голосов тундры и звукам дикой природы.
В совершенствовании своего звучания оркестр Государственного ансамбля "Асъя кыа" обратился к музыкальным экспериментам. Впервые в программу ансамбля включили звучание варгана, привносящее удивительный волшебный колорит северной сказки. Сегодня инструмент больше ассоциируется с северными народами, хотя раньше был распространен по всей России. Варган показал уникальную общность - колвинских ненцев, которые живут как ненцы, ведут себя как ненцы, одеваются, как ненцы, но говорят по коми.
А также применили технику двойной дорожки: для полноты звучания отдельные партии инструментов были записаны заранее, а во время шоу в некоторых номерах они слились воедино с живой игрой.
Музыкальное оформление шоу не обошлось без коми национальных духовых и шумовых инструментов. Также специально для эпизодов "Осень" и "Зима" коми поэты Нина Канева, Нина Обрезкова и Андрей Канев создали несколько стихов для хоровых произведений.
Как отметил главный дирижер ансамбля "Асъя кыа" Алексей Чашников, сложным стал сам формат проекта. Шоу-программа предполагает использование не только особых сценических, аудио и визуальных возможностей, но и современное музыкальное оформление.
"Нам не хотелось уходить от традиционного, привычного звучания, поэтому мы создали номера параллельно как аутентичные, так и современные, - отметил А.Чашников. - Была проведена большая исследовательская работа. Мы нашли произведения коми классиков, которые либо основательно забыты, что абсолютно незаслуженно, либо не звучали вовсе. Например, волшебная музыка П.Чисталева - я случайно наткнулся на запись в тетрадке, - на нее были положены стихи Федора Чисталева. "Хоровод" в блоке "Осень" - это произведение Перепелицы и Кушманова, которое вряд ли сегодня кто-то помнит. А эта музыка сегодня актуальна".
Д.Бушуев пояснил, что сегодня так уже никто не играет. Еще не родились новый Перепелица и Чисталев. Было прослушано множество произведений, в шоу взяли самое ценное и сделали из этого историю.
Интересно, что в шоу прозвучали и авторские работы аранжировщиков и композиторов-фрилансеров.
Посмотреть на уникальное шоу "Легенды Коми края" приехали представители ансамбля "Гжель" и "Волжский хор". Коми филармония входит в состав национальных профессиональных коллективов РФ. Другие финно-угорские регионы подобных спектаклей еще не делали - Коми первая.
Татьяна Ткалун
Последние новости
В Коми открываются новые женские консультации
Три новые консультации будут работать в селах Усть-Кулом, Прилузье и Сыктывдин.
Пожар в Ухте: спасены 12 человек
В результате пожара в квартире жилого дома эвакуированы 70 жильцов.
Профилактические мероприятия в образовании Усть-Цилемского района
Результаты тематического месячника «Я принимаю вызов» и социально-психологического тестирования.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований