Людмила Афанасьева: «Александр Католиков мечтал дожить до того момента, когда он и его коллеги останутся без работы, а все дети обретут семью»
На этой неделе завершили работу Католиковские чтения «Традиции народного учителя СССР А.А.Католикова в современных условиях.
На этой неделе завершили работу Католиковские чтения «Традиции народного учителя СССР А.А.Католикова в современных условиях. Опыт регионов». Мероприятие собрало педагогов, ученых, специалистов органов опеки и попечительства, представителей законодательной и исполнительной власти. Участники чтений обсудили приоритетные направления государственной политики в области защиты прав детей, лишившихся родительского попечения, особенности их обучения и социальной адаптации.
Первые Всероссийские Католиковские чтения прошли 25 марта 1997 года в Сыктывкаре. Затем эстафету подхватили и в других регионах России. Так, шестые чтения прошли в Ставропольском крае, а восьмые – в Пермском. В Пермском крае до сих проводятся ежегодные малые Католиковские чтения.
Воспоминаниями о работе с Александром Католиковым и появлении чтений поделилась Председатель Общественного Совета при Государственном Совете Республики Коми Людмила Афанасьева. В 90-годы она была начальником городского управления образования, в чье подчинение входила и агрошкола-интернат. Более 10 лет – с 1986 по 1997 годы – она проработала с Александром Католиковым в тесном контакте.
Людмила Леонидовна вспоминает, что 90-е годы были очень непростым временем как для школы-интерната, которой руководил Католиков, так и для всей республиканской системы образования.
«Учителям задерживали зарплату по несколько месяцев, финансирование учреждений было скудным. Несмотря на это, благодаря поддержке Александра Александровича нам удалось поднять учителей Сыктывкара на совместную слаженную работу, на глубокий педагогический поиск», – вспоминает она.
Благодаря мудрости, целеустремленности и трудолюбию Александра Католикова интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получил статус агрошколы. В городе были открыты лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. При этом у каждого образовательного учреждения была своя педагогическая изюминка.
«Мы ежегодно проводили совещания директоров образовательных учреждений в Межадоре. Днем за «круглым столом» обсуждали предстоящие задачи учебного года. Вечером все вместе отдыхали и даже лепили пельмени. Александр Александрович заряжал всех энергией, помогал сплачивать коллектив директоров. Мы тогда не думали о выгоде, а думали о том, как поднять систему образования в городе на новый уровень», – делится воспоминаниями Людмила Афанасьева.
Людмила Леонидовна отмечает, что в основе воспитательного процесса Католикова лежали три принципа: трудолюбие, коллективизм и самоуправление.
«Он был последователем Антона Семеновича Макаренко, отлично знал труды Константина Дмитриевича Ушинского, Василия Александровича Сухомлинского и других классиков педагогической науки. Их подходы к воспитанию он воплощал в жизнь. Для детей он был отцом, а для педагогов требовательным учителем, наставником и другом, примером необыкновенного трудолюбия», – рассказывает Председатель Общественного Совета при Государственном Совете Республики Коми.
По словам Людмилы Афанасьевой, работать с Александром Католиковым было и легко, и трудно.
«Он был готов подставить плечо в трудную минуту, помочь, если видел, что в твоих действиях был рациональный подход к делу. В то же время Александр Александрович был человеком с обостренным чувством ответственности и справедливости, не терпел фальши и безделия. От коллег он требовал такого же отношения к людям и работе», – отмечает Людмила Афанасьева.
Александр Католиков передал опыт и знания, вложил частичку своей души в своих учеников, которые продолжают его дело. Так, детским домом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сыктывкаре руководит ученица Католикова – Людмила Берестенькова. Она организовала для воспитанников образовательные программы о семейных ценностях, проводит курсы для приёмных родителей, а также занимается с теми, кто уже лишен родительских прав.
«Вопрос о том, применимы ли принципы работы Католикова в современной жизни, излишен. Реальные примеры доказывают, что его подход к воспитанию действует. Нужно просто продолжать эту работу. Нужно бороться за семейное воспитание, приучать детей к труду, к уважению тех, кто живет рядом. Только так мы сможем решить проблему сиротства», – утверждает Людмила Афанасьева.
По мнению Людмилы Афанасьевой, к 80-летию Александра Католикова в республике необходимо провести Всероссийские Католиковские чтения, чтобы проанализировать и обобщить его педагогический опыт, а также выявить слабые места в современном воспитании, определить пути их решения.
«Помню, что Александр Католиков желал дожить до того момента, когда он и его коллеги останутся без работы, а все дети будут иметь семью. Уверена, такой момент обязательно наступит», – подчеркнула Людмила Афанасьева.
Последние новости
В Коми открываются новые женские консультации
Три новые консультации будут работать в селах Усть-Кулом, Прилузье и Сыктывдин.
Пожар в Ухте: спасены 12 человек
В результате пожара в квартире жилого дома эвакуированы 70 жильцов.
Профилактические мероприятия в образовании Усть-Цилемского района
Результаты тематического месячника «Я принимаю вызов» и социально-психологического тестирования.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку