Тепловая переориентация

На прошлой неделе в ходе совещания по вопросам развития лесной промышленности под председательством президента России глава Коми Владимир Уйба внес предложение субси

Производителей биотоплива зовут на внутренний рынок

На прошлой неделе в ходе совещания по вопросам развития лесной промышленности под председательством президента России глава Коми Владимир Уйба внес предложение субсидировать приобретение оборудования для производства биотоплива, причем касается это в первую очередь небольших предприятий, которые будут снабжать топливными гранулами – пеллетами местные котельные.

В ходе совещания министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что совместно с федеральным минстроем проработана возможность перевода муниципальных котельных на биотопливо. Связано это и с тем, что сейчас в стране переизбыток мощностей по производству пеллет, которые создавались преимущественно на Северо-Западе под западные рынки, то есть для продажи топлива из древесных отходов за рубеж. Министр отметил, что необходимое оборудование для котельных у нас производится, в ближайшее время на пеллеты возможно перевести 60 объектов теплоснабжения.

Владимир Уйба сообщил, что в Коми до 90 процентов производителей пеллет и брикетов действительно работали на экспорт. Сейчас идет переориентировка рынка. За 2022 год на биотопливо переключили 58 котельных, планы на 2023-й – еще 46.

Но насколько реальна возможность тотального отказа от мазута и угля в пользу топлива из древесных отходов на маленьких сельских котельных (большие сейчас работают в основном на газе)? Не будет ли повторения случаев, когда котельную перевели на «био», а потом вернули уголь, потому что то оборудование сбоит, то поставщики топлива подводят?

– Вопрос перевода котельных на биотопливо не новый, в Коми его обсуждают уже около лет десяти. Но у этой идеи есть и плюсы, и минусы, много нюансов. Одно дело, если под биотопливом подразумевается, например, щепа, другое – если пеллеты или брикеты. Выгода от любого биотоплива, вне зависимости от его формы, для ресурсоснабжающих организаций, конечно, есть. В первую очередь она в том, что это более экологически чистое топливо, от него меньше вредных выбросов. Соответственно, тепловое предприятие, которое перевело свои котлы на древесное биотопливо, получает сразу массу законных бонусов: снижение различных выплат за причинение вреда окружающей среде, даже определенные льготы за предотвращение такого вреда, – пояснила директор исполнительной дирекции Общественной палаты Коми, координатор проекта «Школа грамотного потребителя» Александра Афонина. – Но есть и минус – затраты на производство и транспортировку пеллет и брикетов делают этот вид топлива не самым экономичным. Если везти их за несколько сотен километров, получится дороже угля. Дешево это только тогда, когда у тебя котельная, фигурально выражаясь, через забор от предприятия, которое биотопливо производит. Существует масса проблемных вопросов, которые Владимир Уйба и обозначил. Мы, как многие европейские страны, готовы перейти на биотопливо, и сейчас переводим на него котельные, но только там, где это действительно выгодно. Мое мнение: нужно брать пример с Монди СЛПК, у них совершенно потрясающая история: их производство нацелено на превращение древесины в бумагу, отходов достаточно много, и они их используют для производства тепловой энергии, которая в свою очередь используется для нужд предприятия. Излишки энергии можно продавать. Если применять такую практику в лесных районах, это может стать одной из точек их развития. Хозяева лесопилок зачастую не знают, куда девать горбыль и щепу. Предприятия, которые установили линию для переработки древесных отходов в пеллеты, сейчас иногда уже «затарены», поскольку перестали продавать свою продукцию за границу, как раньше. Но если по соседству будет котельная, которая станет забирать такой вид топлива, вопрос решится. Лесозаготовитель, переработчик древесины и тепловик должны работать в одной связке, и задача нашего правительства всех этих людей объединить.

При этом Александра Афонина подчеркнула, что реальная экономия будет наблюдаться только в том случае, если в той или иной котельной котлы стоят «всеядные», универсальные. Или же переоборудование объекта под биотопливо обойдется в разумную сумму. Но ведь есть в Коми котельные, которые просто невозможно модернизировать, настолько они устаревшие во всех смыслах, и чтобы перейти на биотопливо, нужно строить новый источник теплоснабжения. А это десятки миллионов рублей расходов. То есть экологические плюсы будут налицо, а вот экономические под вопросом. В небольшом поселке «обновка» может не окупиться никогда. Так что вопрос, переводить ту или иную котельную на биотопливо или нет, должен решаться строго индивидуально.

Есть еще один нюанс: некоторые наши производители пеллет (в том числе и получавшие в свое время господдержку на покупку оборудования) отнюдь не горят желанием продавать свою продукцию тепловикам Коми, несмотря на то, что, как и говорилось выше, имеют неплохие запасы. Просто закупка топлива для котельных законодательно ограничена определенными ценовыми рамками, выше которых не прыгнешь (опять же тарифы на тепло для населения нужно «держать в узде»). Фактически, сейчас производитель пеллет у нас на внутреннем рынке может продать биотопливо для котельных за сумму порядка семи тысяч рублей за тонну. А за границу он в свое время продавал (а некоторые и сейчас продают) куда дороже.

С пиломатериалами ситуация очень схожая. Действительно ли продажа по фиксированной «внутренней» цене для производителя «себе в убыток», если учитывать все расходы (в том числе на оборудование, которое нужно регулярно ремонтировать, обновлять), или же производители биотоплива просто не хотят превращать сверхдоходы в просто доходы – не всякий опытный экономист разберется. Но поломать голову, как убедить производителя переориентироваться на внутренний рынок, отдавать пеллеты и брикеты по той цене, что готовы платить наши тепловики, региональным, да и федеральным властям, по всей видимости, придется.

– Пока некоторые производители, даже с учетом того, что товар у них копится на складах, не хотят отдавать его за семь тысяч. И здесь, конечно, очень важно, как региональное правительство проведет работу, – говорит Александра Афонина. – Этот вопрос нужно обсудить на уровне минэкономразвития. Решить, на какие компенсации, преференции смогут рассчитывать производители биотоплива, продающие его Коми тепловой компании. Такая поддержка поможет простимулировать начало процесса перевода котельных на биотопливо.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Последние новости

Заболеваемость ОРВИ в Коми сократилась на 67% за неделю

В республике продолжается вакцинация населения против гриппа и ОРВИ.

Прекращение права собственности на огнестрельное оружие в Республике Коми

Суд удовлетворил исковые требования о прекращении права собственности на оружие из-за бездействия владельца.

Суд в Ухте отказал в компенсации морального вреда

Конфликт между соседями закончился решением суда в пользу ответчика.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Сарове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *