На коллегии минфина соотнесли доходы с расходами

Финансы Коми вошли в режим относительной стабильности, и даже региональный бюджет уже второй год исполняется с профицитом, в 2018-м, например, доходы превысили расходы на 10,4 миллиарда рублей.

Финансы Коми вошли в режим относительной стабильности, и даже региональный бюджет уже второй год исполняется с профицитом, в 2018-м, например, доходы превысили расходы на 10,4 миллиарда рублей. Но это не значит, что можно «распустить пояса» – госдолг пока полностью не погашен. Кроме того, еще следует научиться эффективнее распоряжаться финансами – правильно и вовремя распределять их, вводить строящиеся объекты в срок. О том, как пополняется региональная казна и как она тратится, шла речь на традиционной расширенной коллегии Министерства финансов Республики Коми.

В некотором смысле апрельские коллегии минфина – это зеркальное отражение осенних бюджетных слушаний в Госсовете Коми, когда обсуждается, на какие доходы регион может рассчитывать в будущем году и как их лучше распределить. А полгода спустя специалисты министерства, Контрольно-счетной палаты, налоговой службы, казначейства и других ведомств, наоборот, оценивают, насколько правильно республика распорядилась финансами в прошлом году и что можно сделать, чтобы дальше было только лучше. Лейтмотивом нынешней коллегии стали, во-первых, призывы к слаженной работе чиновников республиканского и муниципального уровня, во-вторых – указания на исключительную важность реализации национальных проектов, поскольку это общероссийская стратегия во имя повышения уровня жизни населения. По четырем наиболее значимым для Коми из существующих направлений – «Жилье и городская среда», «Демография», «Образование» и «Здравоохранение» – даже были сделаны отдельные доклады.

Первый заместитель председателя правительства Коми Лариса Максимова, открывая заседание, назвала 2018 год тяжелым финансово и экономически, при этом он завершил трехлетний управленческий цикл, так что в какой-то мере для республики сейчас начинается новая бюджетная история. Возможно, вполне позитивная история, учитывая, что столь приятного профицита в бюджете (при планируемом дефиците в 2,5 миллиарда) регион не видел со времен кризисного 2008 года. И это притом, что, выполняя майские указы президента, пришлось изыскать больше шести дополнительных миллиардов рублей на повышение зарплат бюджетникам, плюс в два с половиной раза увеличили расходы на сферу культуры.

– Подушка безопасности в виде профицита себя оправдывает, – сделала вывод Лариса Максимова. – Но на этом задачи не заканчиваются, ведь МРОТ будет повышаться ежегодно. Да, мы научились жить по средствам, но жаль, не обо всех муниципальных органах власти я это могу сказать. Внимательно посмотрите на свои доходы, никто не отменял работу с муниципальным имуществом.

Далее Лариса Максимова, не скупясь на эпитеты, поблагодарила министра финансов Коми Галину Рубцову и минфин региона в целом за хорошую работу по управлению региональной казной. К комплиментам присоединилась и председатель Госсовета Надежда Дорофеева, которая заодно рассказала, как вместе с председателем Контрольно-счетной палаты Коми Еленой Филимоновой отчитывалась перед федеральной КСП и ее председателем Алексеем Кудриным. По словам спикера парламента, опыт республики по работе с бюджетом был признан высокоуспешным, так что несколько регионов России «сейчас идут по нашим следам».

Кроме того, Надежда Дорофеева сообщила, что Госсовет Коми теперь еще плотнее будет работать в связке с местной КСП, приглашать ее сотрудников не только на бюджетные слушания, но и в рабочие поездки по районам. Вот так, общей компанией, уже съездили на Удору.

Галина Рубцова в свою очередь рассказала о налоговых поступлениях, благодаря которым не оскудевает казна республики, а заодно и Российской Федерации, куда перечисляется 64 процента этих поступлений. В частности, налоги на добычу полезных ископаемых уходят в центр на все сто процентов. Но налогов Коми в прошлом году собрала на треть больше, чем раньше, так что и в регионе остались дополнительные миллиарды. В целом доходы бюджета региона (налоговые и неналоговые) в 2018-м составили чуть больше 87 миллиардов, прирост по сравнению с 2017-м – 11,3 миллиарда. В основном прирост дал налог на прибыль и различные имущественные налоги (от организаций, физлиц). Больше половины поступлений в казну традиционно обеспечивает нефтегазовая, лесная и угольная промышленность. Что касается бюджетов городов и районов, то и там наблюдается некий подъем – в среднем на пять процентов, за счет НДФЛ, земельного налога и налога на имущество физлиц. От федерального центра – в виде различных субвенций, субсидий и т.д. Коми традиционно получает немного: примерно девять процентов от бюджета, но и тут наблюдается рост – плюс два миллиарда к уровню 2017 года.

То, что львиная доля расходов – на социальную сферу, говорить уже излишне, так происходит год за годом. Впрочем, если в 2017-м на эти цели уходило 67 процентов бюджета, то в прошлом – уже 70 процентов. При этом 45 процентов в структуре расходов казны республики – на зарплату бюджетников (большей частью на социальную сферу, здравоохранение и образование).

Налоговые поступления в бюджет Коми в 2018 году – 84 млрд. рублей. Безвозмездные поступления – 8,9 млрд. рублей, из них
8,2 млрд. – из федерального бюджета.

Также, по словам министра, по сравнению с позапрошлым годом увеличена финансовая помощь муниципалитетам, как целевая – в виде субвенций и субсидий, так и нецелевая – в виде дотаций на сбалансированность бюджета. Прирост составил четыре миллиарда рублей.

И, наконец, что важно, профицит позволил снизить объем госдолга, на это, собственно, и пошли фактически все «излишки». Так что долг с 38,5 миллиарда сократился до 28,4 миллиарда.

– Уровень государственного долга сейчас экономически безопасный. И структура самого долга – оптимальная, потому что большая часть приходится на рыночные заимствования в виде государственных ценных бумаг, – отметила Галина Рубцова. – Что касается муниципального долга, то он изменился незначительно, и его объем сейчас 2,6 миллиарда.

Кроме прочих задач минфин занимается определением поставщиков, подрядчиков по госзакупкам (по 44 федеральному закону). В 2018 году проведено 1760 процедур закупок, экономия бюджетных средств составила свыше 11 процентов от начальной цены. Экономии поспособствовало использование нового ресурса «Электронный магазин» при закупках малого объема (до 100 тысяч рублей). Это направление, по мнению министра, нужно развивать как на республиканском, так и на муниципальном уровне.

Вместе с тем, как отметила Галина Рубцова, в исполнении бюджета есть два проблемных момента. Первый касается использования средств по адресной инвестиционной программе: нарушаются сроки введения объектов, на которые в том числе идет федеральное финансирование. Соответственно, потом регион попадает под штрафные санкции: только за минувший год пришлось отдать в госказну 5,8 миллиона рублей. На муниципальном уровне то же самое с деньгами, выделенными из регионального источника. В срок не сделаны два объекта в Усть-Цилемском районе – это инженерная инфраструктура в местечке Семенов Холм и водовод в селе Трусово, два объекта в Сыктывдинском районе – школа в Часово и детсад в Выльгорте, один объект в Усть-Вымском районе – водохранилище города Микуня. В результате местные власти должны будут вернуть в региональную казну свыше 41 миллиона рублей.

Второй проблемный момент: неиспользованные остатки к концу года на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений республиканского уровня (в том числе из субсидий, направляемых на выполнение госзадания), их объем достигает четырех миллиардов. Министр пояснила, что одна из причин такой ситуации, когда учреждения, которые лишних денег не имеют, тем не менее к концу года оказываются при непотраченных средствах, в том, что министерства лишь к этому времени начинают перечислять организациям бюджетные ассигнования. Решить проблему можно, усилив финансовую дисциплину на уровне тех, кто распоряжается этими деньгами, и взяв под более жесткий контроль расходы бюджетных и автономных учреждений.

Что касается задач на текущий год, то в первую очередь Галина Рубцова призвала органы власти всех уровней сосредоточиться на полноценной реализации национальных проектов, на финансовое обеспечение которых предусмотрено свыше шести миллиардов рублей.

– Необходимо ускорить распределение министерствами межбюджетных трансфертов, заключение соглашений с муниципальными образованиями, – подчеркнула министр. – Хочу сказать, что даже до сегодняшнего дня минобраз и минкульт не распределили субсидии на заработную плату муниципальным образованиям, хотя там ждут эти субсидии.

Вторая задача – повышение эффективности бюджетных расходов. Ее концепция утверждена на федеральном уровне, и она должна учитываться при корректировке региональной программы оздоровления финансов. Для Коми это в первую очередь означает продолжение политики сдерживания госдолга.

– При увеличении доходной части бюджета велико желание увеличить расходы, но надо подходить очень взвешенно, оценивая все риски, – пояснила Галина Рубцова. – Также мы планируем начать внедрять обзор бюджетных расходов – это новый инструмент их детального анализа. А в целях повышения эффективности использования бюджетных средств считаем необходимым провести обзор расходов на бухгалтерское обслуживание органов власти и бюджетных учреждений, а также расходов на содержание государственного имущества.

В качестве третьей задачи на текущий год министр назвала цифровизацию бюджетного процесса, в частности внедрение новой системы электронного документооборота. Это не только позволит в ряде случаев полностью отказаться от бумажных носителей, но и, например, сократит сроки рассмотрения заявок по госзаданиям.

Четвертое важное направление – обеспечение прозрачности бюджетного процесса, сейчас у Коми в этом плане показатели хорошие – 14 место в рейтинге регионов России, но надо работать дальше. Также необходимо продолжать практику вовлечения граждан в бюджетный процесс через проект «Народный бюджет». Это уже подтвердило свою высокую бюджетную и социальную эффективность, объем ассигнований на данное направление в текущем году увеличен более чем в два раза.

Руководитель республиканского управления ФНС России Альберт Новиков дополнил доклад министра по теме налогов. Отметив значительный рост сборов, он тем не менее указал, что потенциал еще есть, если местные налогоплательщики станут более дисциплинированными. Например, в Печоре, Усинске, Сыктывкаре, Ухте и Инте большая задолженность по НДФЛ, кроме того, у сыктывкарцев и ухтинцев немалые долги по налогу на имущество.

Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Елена Филимонова предупредила собравшихся, что сейчас в стране стала очень сложной иерархия госпрограмм, и это напрямую затрагивает тему реализации нацпроектов. Поскольку бывает так, что один нацпроект проходит сразу по нескольким госпрограммам, а бывает, в одной программе – несколько проектов. Так что есть определенные риски в управлении нацпроектами. Но КСП берется регулярно проводить мониторинг ситуации, раз в квартал, а если надо – и чаще.

Анна ПОТЕХИНА

Фото БНК

Последние новости

От былины до считалки

23 июля библиотека-филиал № 4 им. Г.К. Дерман №4 пригласила ребят, посещающих оздоровительный лагерь при МОУ «СОШ № 42», в фольклорную экспедицию «От былины до считалки» по нашей большой стране, посвящённое Дню Фольклора.

Журнальный калейдоскоп

24 июля в библиотеке-филиале № 4 им. Г. К. Дерман ребята из летнего школьного лагеря при МОУ «СОШ № 42» совершили пресс-круиз «Журнальный калейдоскоп».

История Воркуты в книжных печатях и штампах: ТЭЦ-2

Эта книга свидетельство того, что библиотеки и подборки литературы были не только в организации, по и в ее структурном подразделении.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *